Рецензия от Наталии Медянской

467 17 0
                                    

Вообще, я не очень люблю участвовать в различных мероприятиях, построенных на чтении по обмену, потому что чаще всего это заканчивается жеванием кактусов. Однако, иногда везет, и попадаются такие вещи, что понимаешь - вот она, мотивация для участия. В нынешней игре это уже второй роман, который я, при достаточно необременительных конкурсных обязательствах, прочла до конца. И не просто прочла - я в него упала практически с первых же строк и не успела оглянуться, как 27 алок закончились.

Во-первых, меня привлек жанр - очень люблю детективы, а здесь детективная линия дана по всем правилам, выстроена грамотно и держит напряжение до самого финала. Понимая, насколько сложно закрутить по-настоящему добротную интригу - я просто снимаю перед автором шляпу.

Вообще, надо сказать, "Лицо" - это тот случай, когда в произведении грамотно всё - форма, стиль, драматургия, и т.п. И то, с какой легкостью текст воспринимается читателем, говорит и об огромной работе, проделанной автором, и о его профессионализме. И это второй сильно привлекательный момент.

В-третьих, в романе хорошо показаны и явные элементы триллера и даже, наверное, ужастика. Но ужастика не традиционного - с монстрами и зомби, а ужастика социального, ужастика психологического. Вообще, где-то примерно к середине меня вдруг огорошило, что авторская подача Дэвида мне чем-то неуловимо напоминает подачу Кинга - именно в той части, где дело касается внутреннего ужаса человека, неспособности справиться со своими собственными внутренними монстрами.

Ну и, конечно, социальная составляющая романа. Причем, весь ужас положения, в котором оказываются главные герои не вываливается на читателя сразу, он дается по-нарастающей. И если поначалу, как читатель, ты "ловишься" на крючок резвлекательный, детективный, потом автор тебя - расслабленного и тепленького - ловит за шкиряк и разворачивает лицом совсем к другой поблеме: "Смотри. А вот это уже серьезно". И отвернуться уже не получается, потому что вот это, серьезное, по-настоящему страшно.

Иногда, правда, мне казалось, что рассказывая о судьбе героев, автор несколько сгущает краски. Но, во-первых, я допускаю, что этого в какой-то мере требуют жанр и поставленная (как мне показалось) задача - заставить обратить внимание на проблему, да так, чтобы прочувствовать на собственной шкуре все прелести насилия. Ведь даже в самом романе показано, что обычные меры (как, допустим, ролики о буллинге, которые стали крутить подросткам, и ролики эти не вызвали в детях ничего, кроме досады) бывают не сильно эффективны. А во-вторых, понимаю, что нельзя выносить суждение о "правильности" показанных в "Лице" событий, исходя из личного опыта. Да, у меня был за плечами интернат (и я даже знаю, какими комплексами могут обернуться в дальнейшем насмешки, полученные в нежном подростковом возрасте)), но полагаю, что мне, в итоге, повезло. Это было не то время, и не то место.

В общем, в итоге, я автору поверила полностью.

Очень понравилась подача материала - двумя параллельными линиями прошлого и настоящего, причем, поданными небольшими порциями, что, как мне кажется, тоже играет на легкость восприятия большого объема самого романа. Причем, линия настоящего - изначально детектив, линия прошлого - больше социальная проза. И, постепенно сближаясь, раскручивая спираль интриги, к кульминации они уже плотно сливаются в единый жанровый микст.

Последние главы (всё, что произошло после кульминации) лично мне показались несколько затянутыми и даже немного блеклыми по сравнению с предыдущим текстом. Но, скорее всего, это опять же имха - сама грешу открытыми финалами, и читатели на меня часто ворчат по поводу "чего-то не хватает". Объективно понимаю, что и авторской задачей было расставить все точки (да и законы жанра этого требуют), и опять же полностью принимаю. Ну и, в конце концов, этого заслужили все - и читатели, и герои. ))

Мое лицо первое - в продаже в «Лабиринте» и «Читай-городе»Место, где живут истории. Откройте их для себя