Глава 1.5: Призраки

13 1 0
                                    

Привидение или призрак - в традиционных представлениях душа или дух умершего человека, или животного, проявляющиеся в видимой или другой форме в реальной жизни (от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений). Преднамеренные попытки связаться с духом умершего называются спиритическим сеансом или, в более узком смысле, некромантией.
Вера в духов и привидения (анимизм) широко распространена среди человечества: она присутствует в культуре практически всех народов и восходит, очевидно, к поклонению духам умерших предков. Также во многих религиях существуют специальные обряды и традиции погребения, проводимые с целью успокоения душ умерших. Понятие также связано с культом предков.

Хотя в большинстве случаев привидениями называют души умерших людей, существует множество поверий и легенд о призраках животных, кораблей, самолётов, целых армий и городов.

Объяснение

Понятие «привидение» обобщает целый класс явлений, имеющих, по всей видимости, различное происхождение. Его употребляют в случаях наблюдения следующих феноменов:

Фигуры человека, возможно, напоминающей умершего, способной летать, проходить сквозь стены, внезапно появляться и исчезать на глазах очевидца.

Некоторых неопознанных существ, имеющих сходство с человеком, но по анатомическому строению или по возможностям от него отличных.

Наблюдаемых в воздухе человеческих лиц или других частей тела.

Призрачных зверей или призрачных транспортных средств.

Небольших неопознанных летающих объектов в виде огоньков либо маленьких облачков, наблюдаемых поблизости от очевидца.

Появляющихся на фото при его проявке объектов, которых не было в момент фотографирования. На фото могут проявиться человеческие лица, непонятные тени, светящиеся облачка, огоньки, нити, висящие в воздухе, и т. п.

Помимо прочего с призраками связывают свидетельства о странных звуках и явление полтергейста, а также необъяснимое воздействие, осязаемое свидетелем. Иногда сообщения утверждают, что появление призрака сопровождается резким изменением температуры воздуха (внезапный беспричинный холод), неприятными запахами (сера, миазмы), беспокойством животных, нарушениями в работе электронного оборудования.

Описывались многократные явления привидения одному и тому же человеку, где бы он ни находился, или появления в одном и том же месте. Возможна привязка появления привидения к определённым событиям (коронации очередного монарха, полнолунию, определённой календарной дате). Часто рассказывают о «проклятых домах», где поселяется призрак того человека, который погиб в этом доме при зловещих обстоятельствах.

Привидениям, имеющим сходство с человеком, свидетельства часто приписывают способность говорить с очевидцами, иногда даже предвещать будущее. Можно встретить сообщения о привидениях, оставляющих следы, в том числе отпечатки конечностей, рисунки или надписи на предметах, а иногда даже способных нападать на людей, наносить им физические повреждения или даже убивать.

Существует множество свидетельств наблюдения призраков, в том числе легенды различных времён и мест происхождения, фотографии, кино и видеоматериалы, однако те из них, которые подвергались экспертизе, в абсолютном большинстве признаны сфабрикованными, либо получили естественное объяснение. Систематическим исследованием феномена занимаются, в основном, парапсихологи.

Существует два типа объяснения "появления" привидений: научное и паранормальное

Научное
Дефекты камеры, фотоплёнки, видеоаппаратуры
Иллюзии, миражи, галлюцинации
Сознательные мистификации, легенды и байки

Паранормальное
Умершие или послание от них
Пришельцы из космоса, параллельного мира, другого времени
Демоны, что притворяются душами умерших
Шизофреническая проекция
Элемент наследственности
Астральный двойник( астральная версия доппельгангера)
Элементы дежавю

Привидения в мифологическом видении народов мира

В большинстве верований в образе привидений людям являются духи людей (чаще умерших) и сверхъестественных сущностей. Часто появление призрака предвещает беду, некоторых относят к нечистой силе, в частности блуждающие огни.

К примеру, для древнегреческой мифологии характерна вера в то, что души умерших попадают в подземное царство Аида. В этом тёмном царстве снуют привидения, и повсюду слышны их стоны. Их наблюдали мифические герои, спускавшиеся туда: Орфей, Одиссей, Геракл. Кроме того, сохранилась легенда о философе Афинодоре, которому продали дом, во дворе которого, оказалось, был зарыт закованный в цепи труп. Безмолвное привидение гремело этими цепями, чтобы труп перезахоронили.

В Древнем Египте призраки (называемые akh) были похожи на их прежнее «я», а взаимодействия между призраками и живыми людьми рассматривались не столь сверхъестественно, нежели в наши дни.

У индейцев навахо известны легенды о чинди. В японской мифологии - Икирё. У славян - вила, кикимора, мавка, русалка, упырь.

Сказания и легенды всего света. БестиарийМесто, где живут истории. Откройте их для себя