Завершение средних веков знаменуется тем, что католическая церковь, дотоле нераздельно правившая духовной (а порой и светской) жизнью Западной Европы, начала шататься и трещать по швам. Сперва появляющиеся «ереси» церковь легко подавляла; однако в 15 веке появилось движение, на борьбу с которым не хватило всей ее силы. Движение гуситов.
Если папе не удавалось подавить гуситов, то не потому, что он не пытался. Чехия на долгие десятилетия стала ареной постоянной войны, причем едва ли не каждое сражение, независимо от победителя, продолжалось множеством казней. Нередко тела или их останки не предавались земле - для вящего устрашения. И вид мертвых тел, а равно скелетов, для чехов и окрестных народов на долгие годы стал привычным.
Тут-то и появляются первые истории о полчищах скелетов. Поначалу их видят на местах побоищ и массовых казней; они встают, шутовски кланяются победителям, приплясывают, порой грозят. Иногда собираются под стенами города или окружают аббатство. Святых имен и креста нисколько не боятся; добрые католики, дабы избежать такой напасти, обращаются к... колдунам. Те порой предлагают какие-нибудь талисманы: например, мазь из могильной земли либо мох с черепа, а то и волшебный корешок - это действует лучше и надежнее молитвы...
Сначала об этом говорят в основном чехи, силезцы и венгры. Однако в следующем веке Европу охватывает пожар Реформации. Массовые побоища происходят в германских государствах, в Швейцарии, а особенно во Фландрии, которая пытается отделиться от Испании и получает на свою голову герцога Альбу. И неудивительно, что примерно тогда же появляются истории о полчищах скелетов на фламандском языке. Или - на фламандском холсте. Гольбейн пишет «Пляску смерти», Брейгель - «Триумф смерти». «Пляска смерти» понемногу становится очень популярным сюжетом, а тех, кто видел ее не на картине, а лично, - все больше.
Однако истинная вакханалия оживших костей еще впереди. Грядет век семнадцатый, а с ним - крупнейшая война, известная до тех пор. Тридцатилетняя.
Ее по праву называют «нулевой мировой», потому что если не весь мир, то вся Европа, не исключая Руси, так или иначе приняла в ней участие, пусть даже косвенное. А непосредственные участники военных действий - Германия, Чехия - потеряли две трети населения. Куда до нее Столетней; хоть та и длилась много дольше, но на более ограниченной территории и с куда меньшей интенсивностью.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Сказания и легенды всего света. Бестиарий
ParanormalИспокон веков людей пугают сказочные существа и монстры,что уже не бояться показывать себя. Я собрал полный бестиарий из известных и лично замеченных мной существ. И готов вам рассказать про них, дабы нынешнее поколение людей было бдительно к ним и...