А теперь переходим к самому вкусному: к ошибкам, которые могут случиться со всеми. В предыдущих главах писала о скользких местах в разработке сюжета и персонажей. Сейчас делаю заключение, чтобы вам было легче отслеживать недочеты в собственном тексте. Помните: если обнаружили в своей книге ошибки, не ужасайтесь, не рвите волосы на голове и не разочаровывайтесь в себе, как в писателе. Наоборот, похвалите себя за то, что обнаружили ошибку. Исправьте ее и двигайтесь дальше.
Частые ошибки писателей
1. Не показывают, а рассказывают. Если ваш герой десять лет занимается художественной гимнастикой и выигрывает золотые медали - не рассказывайте это! Покажите золотые медали и грамоты, которые висят на стене в гостиной. Пусть персонажи просмотрят видео ролик, где главного героя награждают кубком. Просто показывайте. Тогда история станет насыщеннее, вызовет больший интерес и вовлеченность читателей.
2. Создайте динамику. Сделайте так, чтобы история развивалась не монотонно, а динамично. Спокойные истории, движущееся по одной линии, не заставляют читателя переживать за героев, не вызывают эмоций. Поэтому они скучны. Увы. И чтобы этого избежать, создавайте неожиданные повороты, чтобы даже ваши герои удивлялись.
3. Бесполезные диалоги. Что-то вроде:
- Привет. Как дела?
- Нормально.
Это очень плохо! Ведь каждое слово, произнесенное тем или иным персонажем, должно раскрывать его характер и образ. Диалог должен быть со смыслом, он должен намекать, отсылать к прошлому, учить читать между строк, нести смысловую нагрузку. Посмотрите на свои диалоги. Если есть «привет, как дела» - вырежьте это без сожаления и перепишите.
4. Персонажи одинаково говорят. Когда пишем, зачастую кажется, будто все наши герои разные. Но мы можем ошибаться. Поэтому, чтобы не попасть в капкан «одинаковой речи» проведите эксперимент. Возьмите любой диалог из вашей книги, прочтите его, не видя, кто из персонажей говорит. Когда в диалоге возможно отличить одного героя от другого - вы молодец, продолжайте в том же духе. Но если вам показалось, что говорит один персонаж - проблема есть, и ее пора решать. Если все персонажи говорят одинаково, читателя это сбивает, он долго пытается осмыслить «что происходит» вместо погружения в историю. Поэтому, если нашли ошибку, постарайтесь добавить в речь каждого героя изюминку. Например, кто-то будет постоянно заикаться, кто-то хихикать, кто-то делать «хм...» и т. д. Со временем и опытом вы научитесь создавать хорошие диалоги.
И теперь тезисно напомню правила из прошлых глав:
5. Герои развиваются на протяжении всего повествования, а читатель в конце должен сравнить «до» и «после».
6. Главный герой обязан постоянно действовать.
7. Он - не сын маминой подруги.
8. У него есть цель.
9. Ему ничего не дается легко.
10. Главный герой = сюжет и сюжет = главный герой.
* Задание
Перечитайте свой текст и проверьте на типичные ошибки. Сколько ошибок наши?
ВЫ ЧИТАЕТЕ
База для начинающих авторов. Мини-методичка
AléatoireМини-методичка предназначена для тех, кто хочет освоить писательское ремесло. В ней я старалась простым и доступным языком объяснить базовые принципы построения сюжета и персонажей, выделила частые ошибки авторов и многого другого. Здесь читатель на...