Тишина. Звенящая всезаполняющая тишина, заглушающая любые звуки, перемешивалась с непроглядной тьмой длинного узкого коридора, который, казалось, никогда не закончится. Назад повернуть невозможно, а что ожидает на том конце - не известно. Может, всё те же тьма и тишина, а может что-то иное. Какое оно? Убьёт на месте, или подарит совершенно новую, светлую жизнь? Неизвестно. Но остановись хоть на миг, и необъяснимый животный страх цепями опутает тело и сознание. Идти вперёд, в неизвестность, вот всё, что остаётся возможным. А может этот коридор никогда и не закончится? Кто знает. Но это не важно, в этом месте чётко действует закон «Движение - жизнь». Жалеть о чём-то уже бесполезно. Иного пути, кроме как вперёд, нет и быть не может. Или всё-таки есть? На миг ему показалось, что его левое плечо провалилось во что-то тёплое среди холодных каменных стен коридора, натёртых плечами тысячи проходивших здесь до него людей. Сколько прошло часов, дней, месяцев, лет с того момента, как он вошёл в этот тесный тёмный коридор? Неизвестно, и вряд ли это когда-нибудь удастся выяснить. Как много он прошёл, и сколько пройти осталось? Ответ всё тот же и вряд ли изменится, какой бы вопрос не появился. Поэтому лучше отказаться от всех вопросов.
Внезапно тишину пронзил резкий, до необычного грохочущий шёпот:
- Три...
В тишине, в которой не слышно даже собственных мыслей это было не просто неожиданно и странно, это было страшно. Откуда взялся этот шёпот, и что означает это «три»? Похоже появилось ещё два вопроса, ответов на которые не будет.
- Три... Это ответ на все твои вопросы...
«Что?» Всё еще ничего не понимая он заставлял себя идти вперёд. Ему не хотелось потерять этого неизвестного, который, вроде, ответил на его вопросы, но и остановиться он не мог.
- Тебе не надо останавливаться... Меня сложно здесь потерять...
В Голове всё крутилось это «три». И тут до него дошёл смысл всего.
«То есть, мне осталось пройти ровно столько же, сколько я уже прошёл?»
- Да... Если не пропустишь и второй поворот...
«Значит то, что мне показалось...»
- Не показалось...
«Это последний поворот? Последняя возможность вообще выйти от сюда?»
- Да...
«А ты скажешь, когда поворачивать?»
- Да...
Он почувствовал некоторое облегчение. Казалось, даже, что в тишине можно различить тихие звуки шагов и трения ткани о каменные стены.
«Откуда берётся страх?» Этот вопрос пришёл неожиданно и думать над ним совсем не хотелось.
- Ты не знаешь...
«Не знаю? Чего не знаю?»
- Неизвестность... Порождает страх...
«Неизвестность...»
Это слово словно укололо, и он споткнулся, но устоял.
«Перемены в жизни...»
Радость и одновременно страх. Необъяснимый, но затягивающий, словно болото.
- Жизнь...
Шёпот разогнал начавшую сгущаться тяжесть, хотя смысл сказанного и был непонятен.
- Не понимай... Слушай...
И действительно, достаточно было просто слышать, чтобы страх отступал. Не имело значения что говорит этот неизвестный, кто бы он ни был. А кто он, кстати?.. Как узнать, что он не приведёт в тупик? Что если...
- Не важно... кто я... Никак... Просто довериться и идти... Важно только то, что я не желаю тебе зла...
Звуки шёпота успокаивали, куда бы ни увёл мысли страх.
«Зачем ты мне помогаешь?»
- Ты слышишь...
«Слышу? Что слышу?»
- Меня...
«И это вся причина? Разве тебя так сложно услышать?»
- Да...
Что - да? Хотя, не важно... Только бы слышать, лишь бы он не замолкал... Не важно, кому принадлежит шёпот... Не важно, куда он его заведёт... Не важно... Лишь бы только он не замолкал... Надолго...
Странно как... Совсем недавно ему ничего было не нужно. Но стоило появиться этому шёпоту, и он не знает о чём думать, что делать в эти короткие мгновения тишины. Сгущающейся и давящей всё сильнее с каждой секундой.
- Понимаю...
«Что?»
- Тебя... понимаю... Мне теперь тоже сложно представить, что меня не слышат...
«Кто же ты, если тебя так сложно услышать?»
- Не важно...
«Почему ты говоришь "не важно" о том, что важно?»
- Потому, что сейчас это совсем не важно...
«Расскажи... Свою историю?»
- Ты её знаешь... с самого детства... Историю... Заблудившейся Тени...
«Так ты...»
- Да...
«А как это случилось?»
***
Когда-то давно, спасаясь от страшной смерти, человек зашёл в горные туннели, в надежде найти землю из старых приданий. Но за многие годы пути рассудок его помутился. Коридоры были слишком узки, тишина перемешивалась с тьмой и давила слишком сильно. Но сохранилась в нём часть прежнего сознания, хоть и изменённая. И часть эта смешалась с тьмой каменных коридоров, стала частью её, но не забыла себя.
Много лет прошло после смерти того человека, так и не нашедшего того, что искал, а Тень его всё ходила меж каменных стен, изучая все повороты, входы и выходы. Много людей проходило по горным коридорам с тех пор в поисках уже давно забытой легенды. И многим людям пыталась помочь Потерянная Тень, но никто её не слышал. Поначалу сложно было осознать и принять свою незаметность, но с каждым последующим не слышащим человеком становилось всё больше всё равно. Хотя и попыток помочь Тень не оставляла. Так и продолжалось долгое время, пока однажды не появился тот, кто смог услышать её шёпот.
***
- А дальше ты и сам знаешь...
«А что было со всеми теми людьми, которые проходили здесь в течение многих веков, что ты тут обитаешь?»
- Кто-то сходил с ума... кто-то шёл до тех пор, пока мог хотя бы ползти... но каждого из них ожидал лишь один конец...
К какому концу они все приходили было понято без всяких дополнений, и от этого невысказанного, повисшего в воздухе понимания напрягалась каждая клеточка всего его существа.
- Направо!..
Это было настолько неожиданно и резко, что на мгновение он забыл, как дышать, но уже в следующее мгновенье тело резко дёрнулось вправо и... Не встретило никаких преград для свободного поворота, после чего его плечи снова сжали каменные стены.
- Осталось совсем немного...
В предвкушении конца он ускорил шаг насколько это было возможным. Плечи ныли всё сильнее, но ему было уже не до этого. Он уже ощущал касание свежего воздуха.
Тьма медленно рассеивалась. Звуки шагов становились всё отчётливее и громче. Всё чаще до него долетал ветер, принося с собой какие-то запахи. Вот впереди уже можно увидеть неяркую полосу света, после кромешной тьмы казавшейся самой яркой на свете. Он уже даже начал постепенно различать контуры собственных рук и ног, казавшихся сейчас такими чужими. Вместе с этим приходили лёгкость и спокойствие.
Но в последний момент, уже перед самым выходом в новый, светлый и спокойный мир, он замер. Вслушиваясь. Всматриваясь. Стараясь ощутить то, что его там ждёт.
- Не бойся...
На этот раз шёпот был тихий-тихий, еле различимый.
- Не боюсь.
И он шагнул в свет. На окружённую горами и перелеском поляну, залитую светом луны и звёзд. В середине поляны, ближе к перелеску, раскинул свои ветви старый дуб.
Человек оглянулся и увидел свою тень, казалось, сжавшуюся от страха, и в то же время дрожащую от нетерпения. Пройдя по мягкой шелковистой траве, в лунном свете казавшейся серебристой, он лёг в тени могучего дерева.
- Ты знал, что здесь так красиво?
- За все те сотни лет, проведённые в горных коридорах... у меня была возможность лишь представлять... Я ведь... не могу выйти на свет...
Звук стал еле различимым, словно шелест ветра в траве, и ему приходилось вслушиваться, но мужчина всё равно мог слышать шёпот тени, показавшей ему путь.
- Спасибо тебе за всё. - умиротворённо сказал он, самому себе добавил, - Поскорее бы рассвет... - и уснул впервые за многие годы.
Ему снились коридоры. Всё те же тьма и холод. И грохочущий шёпот, повторяющий одно и то же:
«Может, согреет, а может, убьёт
Тебя этот свет желанный,
Может, путь осветит, а возможно, сожжёт
Солнца луч долгожданный».
Проснувшись, словно от удара, мужчина сел. Небо уже начинало багроветь. Лучи солнца касались листвы дуба, постепенно окрашивая в золотисто-изумрудный. Где-то в перелеске начинали щебетать птицы. Свет окончательно прогнал тьму из его памяти. Мир оживал и радовался жизни.
Становилось всё ярче, и это начинало пугать. Вот рядом с ним упала полоса света, другая, третья... Глаза болели всё сильней и сильней. Солнечные лучи обжигали кожу. Хотелось спрятаться, сбежать, хотя бы снова в горные коридоры, в тьму и холод каменных стен.
Последним, что он увидел, была его тень, медленно сливающаяся с тенью дуба.
Тем вечером ветер разносил по округе серую пыль, а шёпот Тени затерялся в шелесте листвы дуба. А у ближних народов появилась новая легенда. Легенда о плачущем шёпоте, который можно услышать, если прислушаться, отдыхая под тем дубом.
Но, конечно, никто так и не смог различить среди шелеста листьев шёпот Заблудившейся Тени. И вряд ли когда-либо сможет.