Самый простой способ сделать коммуникацию неэффективной - коммуницировать не с тем, кто перед тобой на самом деле.
Фишка в том, что так поступают почти все, почти всегда. Вместо конкретного мужчины, или конкретной женщины коммуницируют с собственными представлениями о гендере, вместо конкретного старика - с собственными представления о старости, и так далее.
Корень разобщенности - здесь. По сравнению с этой путаницей Вавилонское смешение языков - тьфу, ерунда, вообще не о чем говорить.
Все вышесказанное настолько банально, насколько вообще возможно. Максимально очевидно.
Но кто при этом умеет вовремя переключиться с программы «оцениваем в соответствии с собственным опытом» на программу «непосредственный контакт»?
То-то и оно.* * *
Самый эффективный способ помочь человеку[6] (6 Дееспособному, конечно ) можно описать формулой: «ты делай, а я буду знать, что у тебя получится».
Не «верить», не «надеяться», не «думать», а именно «знать». Это наиважнейший нюанс.
Так почти никто не умеет. Но надо учиться.
Потому что во всех остальных случаях наряду с практической пользой подшефному наносится не фиксируемый приборами, но зримый и осязаемый ущерб. Просто потому что помогающий (почти всегда неосознанно, и это хуже всего) помещает опекаемого в позицию слабого, беспомощного существа. И при этом фиксирует на нём своё внимание.
Надо, во-первых, очень хорошо понимать, что происходит, а во-вторых, обладать немаленькой личной силой, чтобы уйти из-под такого удара.Натренировать эту технику («я знаю, что у тебя все получится») можно. Многим вообще достаточно бывает понять, что именно надо делать. Многим другим придётся постараться, но ничего невыполнимого тут нет. А техника очень полезная для всякого, рядом с кем есть хотя бы одно существо, регулярно нуждающееся в помощи.
То есть, для любого из нас.Кусок хлеба, сто тысяч денег, ночлег, юридическая консультация, ответ на вопрос, даже экскурсия по городу для впервые приехавшего сюда приятеля - всё это должно сопровождаться твёрдым, без тени сомнения, знанием, что опекаемый объект не только не «слабее» нас, а напротив, настолько крут, что всё мироздание (и мы, как его скромная часть) к его услугам.
Если, конечно, мы не хотим быть отравителями колодцев.* * *
Сегодня был такой ветер, знали бы вы.Мы даже кошек на балкон не выпустили, потому что их вполне могло унести ветром. Да что там кошек! Меня вон тоже едва не унесло, а во мне гораздо больше препятствующих полётам килограммов, чем в кошке.
И ещё чуть не унесло одну женщину в костюме цвета очень светлого какао, рыжую и кудрявую. Она шла через пустырь, где среди свежей зелёной травы был довольно большой островок песка.
И вот на этом островке ветер взял её в оборот.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
НяпиZдинг, сэнсэе
De TodoО содержании этой книги с уверенностью можно сказать одно: Заратустра ничего подобного не говорил. Но наверняка не раз обо всем этом задумывался. Потому что вопросы все больше простые и очевидные. Собственно, Макс Фрай всего этого тоже не говорил...