Изучение
Символом мыслительного этапа УЧ является квадрат с идущими в четырех направлениях стрелками. Мы осматриваемся посторонам во всех направлениях. Этап УЧ предполагает сбор информации, которая в дальнейшем послужит основой и базоймыслительного процесса.Проще всего написать: «Соберите как можно больше информации» — и на этом поставить точку в этой главе. К сожалению, всенамного сложнее.Этап УЧ соответствует белой шляпе в системе шести мыслительных шляп. Эта шляпа отвечает за сбор информации.В мыслительной программе СоИТ целый раздел отводится информации и ощущениям (СоИТ 5). Многие приемы восприятия изпрограммы СоИТ 1 также могут быть использованы на этапе УЧ.Вот эти приемы:
РВФ — Рассмотри Все Факторы;
ПиР — Последствия и Результаты;
ВДЛ — Взгляды Других Людей.
Не следует подменять информацию мышлением. Вместо тогочтобы размышлять, когда может вылететь последний самолет изЛондона в Париж, проще посмотреть расписание или позвонитьв справочную службу.
ДОСТАТОЧНО ЛИ ТОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ?
Бывают ситуации, когда единственной целью нашего мышления является получение необходимой информации. Мы размышляем, где можно получить эту информацию и насколько она будет достоверна. Нам также нужна информация, чтобы начатьразмышлять о том, где можно найти необходимые сведения.Напрашивается вывод: одной лишь информации достаточно, асобранные сведения могут заменить производимые нами мыслительные операции. Это утверждение базируется на привычках,установленных Великой тройкой и традиционной системой образования. Были времена, когда всей необходимой информации можно было обучить. Поэтому школы и университеты считалисвоим долгом обучать студентов информации. Эти времена давнопрошли, но отношение учебных заведений не изменилось. Информации легко обучить и легко проверить ее знание.Сократ считал, что «знания — это сила», и если вы обладаетеэтими знаниями, то выбор и последующие за ним действия непредставят особой трудности. Вы задумали объехать на машиневесь остров, на котором проводите отпуск. Если бы у вас былакарта, вам было бы проще ориентироваться. Если она не устарелаи вполне надежна, то ваша задача упростилась бы еще больше. Аесли кто-нибудь из жителей острова опишет вам, как выглядитта или иная дорога, условия движения на этих дорогах, придорожный пейзаж и т. д., тогда вам вообще не составит труда найтиправильный маршрут. Конечно, вы можете и сами дополнитьполученную информацию. Что для вас важнее — красоты ландшафта или наикратчайший путь к месту назначения? В данномслучае одной информации и дополнений будет вполне достаточно, а размышлять тут практически не над чем. Существует множество ситуаций, когда полной информации вполне достаточно,что исключает необходимость мышления или максимальноупрощает этот процесс. Поэтому наше мышление в большей степени направлено на то, как получить информацию. Со временАристотеля до нас дошло понятие мыслительная ячейка, илимышление категориями. Врач осматривает ребенка, у которогосыпь. Каков его диагноз? Врач обращается к той части своегомозга, где находятся «ячейки» с надписью «обыкновенная сыпь удетей». Может быть, он просто перегрелся на солнце. Это можетбыть и аллергия. Возможно, это корь. Каждому из этих состоянийсоответствует своя «ячейка» с особым набором симптомов. Врачпоследовательно сверяет обнаруженные у ребенка симптомы снабором из каждой ячейки. Есть ли у малыша температура? Солнечный ожог или аллергия обычно не вызывают повышениятемпературы. Поэтому врач выбирает ячейку «корь» и ставитдиагноз. Последующие действия чрезвычайно просты, так какметоды лечения кори написаны на другой стороне ячейки.Как видите, система очень проста. Мы создаем «ячейки» наоснове коллективного, а также собственного опыта. Сталкиваясьс чем-то, мы оцениваем, какой ячейке соответствует это «что-то»,после чего наши действия обусловливаются предварительнымимоделями работы с этой ячейкой. Эта система опознания работаетбезупречно, так как «ячейки» создавались в течение длительноговремени лучшими умами человечества, а вот пользоваться имиможет каждый. Не нужно каждому создавать для себя новые «ячейки». Они даются людям различными учебными заведениями.Жизнь оказывается значительно упрощенной.Неоспорим тот факт, что эта система имеет два основных недостатка. Первый — стереотипы и предрассудки, ведущие к расизмуи этническим конфликтам. Второй недостаток заключается в том,что полученные от предыдущих поколений «ячейки» могут ужене соответствовать реалиям быстро меняющегося мира.Несмотря на это данная система неплохо работает. Поэтомуэлементы идентификации и распознавания могут стать частьюэтапа УЧ. Обычно группа подходящих «ячеек» определяется наоснове какой-нибудь важной характеристики. Каждая из этих«ячеек» затем проверяется на соответствие ситуации, при этомиспользуются характеристики из каждой «ячейки». Яблоко нельзя поместить в «ячейку» с апельсинами на основе лишь тогофакта, что оно круглое. Нужно также проверить соответствиецвета, более точные очертания форм и структуру кожуры, а такжезапах. Преступив к решению какой-либо проблемы, мы пытаемсясобрать как можно больше информации и установить природупроблемы. Потом мы решаем эту проблему, устраняя ее причину.Поэтому можно утверждать, что в некоторых случаях информация выполняет за нас все мыслительные операции. Но нельзясчитать, что если информации много, то мыслить вообще не надо. Чуть позже в этой главе я расскажу, почему одной лишь информации бывает недостаточно.