У него было суровое лицо, печать обреченности легла, как густая тень, погасив краски. Аснерд и Вяземайт долго мяли его в объятиях, всматривались, понимая, что видят в последний раз. Молодые герои уже сидели в седлах, молчали, чуяли, что происходит нечто важное.
– Прощай, – сказал наконец Аснерд. – Наша беда в том, что мы, артане, идем до конца.
– Возможно, – добавил Вяземайт невесело, – артане первыми исчезнут с лица земли... Но будут последними, о ком перестанут петь!
Они стегнули коней, за ними быстро повернули и унеслись молодые. Куявы завороженно смотрели вслед, не часто видишь таких героев, даже о встрече с такими вспоминают всю жизнь и рассказывают дома.
Придон оглядел их, сказал резко:
– Все, возвращайтесь!.. Вон там уже кордон со Славией. Дунай поглядел, поколебался, сказал с сомнением:
– Ну, вообще-то, можно. Если думаешь, что мне очень хочется везти тебя в Славию, ошибаешься. Родзяник, Щелепа! Двое воинов выехали вперед, один сказал:
– Да, мы поедем с ним. В самом деле, тут рукой подать. Дунай кивнул Придону.
– Если хочешь, могу даже пожелать тебе удачи. Все равно это не поможет, я кое-что слышал о том, с чем столкнешься. Эти двое поедут с тобой, это распоряжение Тулея. У героя всегда должны быть, ха-ха, помощники!
Придон оглядел обоих воинов, Дунай назвал их Родзяни-ком и Щелепой.
– Эти? Почему они? Вон те, – он указал на воинов сотни, – выглядят куда крепче.
Дунай сказал с усмешкой:
– Я слышу артанина.
– Да, – ответил Придон твердо, – я – артанин. И пока еще не стыдился этого.
– Не надо обижаться, – сказал Дунай покровительственно. – Артане по своей дикости в первую очередь замечают рост и ширину плеч. Да еще, конечно, толщину рук. Но сила не только в крепости мышц, герой.
Придон пожал плечами. Неясности никогда не нравились, а когда начинались, он торопливо уходил от них.
– Эти, – сказал он равнодушно, – так эти. Вам виднее. Лишь бы не мешались под ногами.
Дунай молча повернул коня, взмахнул рукой, сотня воинов ответила радостным ревом. Придон проследил взглядом, как пошли обратно сразу галопом, повернулся к воинам.