Любой диалог носит признаки манипуляции. Люди убеждают друг друга или побуждают к действиям, добиваются своих целей, идут на компромисс. Разница только в том, что существует взаимовыгодная манипуляция, а есть злостная. В нашей статье мы обсудим стратегии для общения именно со злостными манипуляторами. То есть теми, чья главная цель - добиться своей цели путем ущемления другого человека. Если вы поддались влиянию манипулятора и чувствуете себя подавленно, значит вы имело дело именно со злостной манипуляцией.
Что такое злостная манипуляция? Согласно мнению профессора Лена Боуэрса, такая стратегия возникает, когда человек использует обман, принуждение, хитрость, страх или чувство вины для того, чтобы получить то, чего он хочет.
Вот как доктор Гэриет Брейкер определяет манипулятора:
• Он чувствует потребность получить то, чего хочет и в идеале заставить человека проиграть. То есть получает удовлетворение не только от собственной победы, но и от поражения другого человека.
• Он хочет иметь власть над любым человеком и пользоваться ею.
• Хочет чувствовать контроль над ситуацией и людьми. Когда он не получает чего хочет, становится раздражительным и напоминает ребенка.Согласно доктору Джорджу Симону, обычно манипуляторы демонстрируют такое поведение:
• Скрывают часть правды. Это самая изощренная форма лжи, потому что если вы получаете только часть правды, а другая часть намеренно скрывается, то не можете сделать правильные выводы. А если вы указываете манипулятору на то, что он вас обманывает, он парирует это словами: «Я не врал, просто утаил часть правды» или «Я не знал, что эта часть правды была для тебя важна».
• Уклоняются от ответов. Причина в том, что когда вы хотите найти рациональное зерно в их словах, то понимаете что его там нет. Поэтому вы не получите прямого ответа на прямой вопрос.
• Отрицают. Они не признают того, что манипулируют.
• Виляют. Они всегда могут найти оправдание своему поведению.
Играют на чувстве вины. Если вы в чем-то провинились (даже несколько лет назад) вам это вспомнят и потребуют уступок.
• Стыдят. Причем как правило даже в том, что сами любят делать.
• Изображают жертву. Это излюбленный прием манипуляторов - они обыгрывают ситуацию таким образом, что выставляют вас самих манипулятором.Нельзя не сказать также о том, что манипуляторы - это очень конфликтные люди. Даже в ситуациях, когда им идут навстречу, их может что-то не вполне устраивать. Они используют свои приемы скорее для психологического удовлетворения, чем для достижения реальных целей.