Неподготовленные люди, хотя и осознают где-то внутри себя, что надо бы отказать, все же нередко сдаются под натиском манипуляторов, на что, собственно, последние и рассчитывают. Ради достижения своих целей они могут давить на жалость, вызывать чувство вины и ощущение потери, соблазнять и даже угрожать. Чтобы противостоять манипуляциям, существуют самые разные методы и приемы, активные и пассивные формы защиты, интересные техники. Но в нашей сегодняшней статье мы хотим подробно поговорить лишь об одном из видов борьбы с манипуляциями - контрманипуляции. Далее мы расскажем, что это такое, как работает, какие существуют виды контрманипуляции, а также детально коснемся важности умения контролировать эмоции при общении с психологическими агрессорами.
Основы контрманипуляции
Контрманипуляция относится к активным методам защиты от манипуляции. Охарактеризовать ее можно как ответную психологическую атаку адресата манипуляции против ее изначального инициатора. При этом «жертва» оперирует теми обстоятельствами, которые были заданы манипулятором.В наиболее простой форме контрманипуляцию можно представить так:
• притворяешься, что не понимаешь, что тобой манипулируют;
• начинаешь ответную атаку;
• завершаешь атаку неожиданным поворотом ситуации (этот маневр должен продемонстрировать манипулятору, что его жертва имеет преимущество, поэтому при успешной контратаке инициатор получает психологический удар, приводящий его к поражению).
^ Основой контраманипуляции служит постоянная адаптация к агрессору, позволяющая держать оборону. Важно подбирать наиболее подходящие для ответа моменты. Иногда можно ответить с иронией, иногда - с юмором, иногда - просто отрицательно и т.д. Прибегать к контрманипуляции нужно осторожно, ведь этот метод сам по себе непривычен для человека, по причине чего на него расходуется немалое количество психической энергии. Часто приходится выходить из зоны комфорта.Ко всему прочему для применения контрманипуляции человек должен воспитывать в себе определенные качества, такие как: невосприимчивость к провокациям и стойкость к критике, угрозам и другим видам психологических атак, способным выбить из равновесия.
Но самое главное - это уверенность в себе, самоконтроль и смелость отвечать манипуляцией на манипуляцию.В дополнение к этому мы можем выделить еще и несколько базовых принципов успешной контрманипуляции. Чем точнее вы будете их соблюдать, тем лучше будут ваши результаты: