Если знакомые враждуют с тобой, то не отвечай им враждой, ибо ты не в силах успокоиться только тем, что отвечаешь им взаимностью. И тогда вся твоя религия пропадёт во вражде с ними, и из-за них ты будешь утомлён и обсессилен.
Не питай симпатии и не склоняйся сердцем к ним в то время, когда они оказывают тебе почёт, хвалят в лицо и открыто заявляют о любви к тебе. Поистине, если выяснишь подлинность всего этого, то не найдёшь даже среди ста хотя бы одного достойного. И не рассчитывай на то, что их внутреннее и внешнее отношение к тебе одинаково.
И не удивляйся тому, что они клевещут на тебя в твоём отсутствии, и не злись из-за этого. Поистине, если ты, на самом деле, хочешь быть справедливым, то найдёшь те же самые недостатки и в самом себе. Это же самое (клевета, поклёп, и т.д.) ты делаешь по отношению к своим друзьям, близким, даже по отношению к своему учителю и родителям. Поистине, ты говоришь в их отсутствие то, что никогда не скажешь им в лицо. Исключи полностью свою надежду (и мысли) на их богатство, славу и помощь, так как алчный человек в большинстве случаев, в конечном счёте, остаётся ни с чем. И в этом положении он, несомненно, становится низким. Если попросишь кого-либо решить какую-нибудь проблему, и он её разрешит, то сначала поблагодари Всевышнего, а потом - и его. А если он не исполнит просьбу, то не порицай его, и не жалуйся на него, иначе ты станешь для него врагом. И будь подобен верующему, который ищет оправдания для всех, но не походи на лицемера, который постоянно находит всякие недостатки. И скажи: "Возможно, он провинился по неизвестной мне причине".
И не наставляй никого из них, пока не заметишь признаков реальной возможности восприятия им твоего нравоучения. В противном случае, он не станет даже слушать тебя и превратится в соперника. Когда они совершают ошибку в каком-нибудь вопросе, и их гордость не позволяет им, чтоб кто-то учил их - не наставляй их, так как они извлекут пользу от твоих знаний, а сами станут тебе врагами. Кроме тех случаев, когда это касается греха, совершенного ими в силу своего невежества. И тогда напомни им Истину, тактично, без грубости. Если увидишь, что они благодарят и оказывают тебе уважение, то поблагодари за это Всевышнего, Который сделал так, чтоб они возлюбили тебя. А если увидишь их пороки, то поручи их исправление Всевышнему, и проси Его, чтобы Он сохранил тебя от их зла. И не порицай их, и не говори им: "Почему вы не знаете свои обязанности передо мной? Ведь я такой-то, сын такого-то, и я превосходный учёный". Поистине, это из слов глупцов. И более глупые люди - это те, кто оправдывает себя и хвалится.
Знай, что Всевышний не подстрекает их против тебя, кроме как из-за греха, совершённого тобою раньше. И поэтому всё время проси у Аллаhа прощения своих грехов, и знай что зло от этих грехов - наказание от Всевышнего.
📚Имам Аль Газали.