Всевышний Аллах в Коране разъяснил наше изменение и переход из одного состояния в другое – Он говорит: «Что с вами? Почему вы не признаёте величие Аллаха? А ведь он создал вас постепенно». (сура Нух, 13-14)
В другой суре Аллах говорит: «Поистине, мы создали человека (то есть Адама) из глины. Затем мы поместили его (потомков Адама) каплей (семени) в надёжное место (в утробу женщины). Затем мы из капли создали сгусток (крови), а после создали из сгустка кусочек (плоти), далее из этого кусочка создали кости и покрыли кости мясом, а после Мы вырастили его в другом творении, [вдохнув в него душу]. Велик Аллах, наилучший творец!». (сура Аль-Муминун, 12–14)
Когда человек размышляет о себе и обнаруживает, что он построен и создан в несколько этапов: сначала он был каплей семени, затем – сгустком крови, затем – куском плоти, а в конце – костями, покрытыми мясом, он понимает, что не он сам довёл себя от неполноценности к совершенству. То, что он даже в совершенной для своего вида форме, в расцвете сил и ума не в силах создать какую-либо часть тела и добавить к своим органам ещё один, указывает на то, что в несовершенном состоянии и во время слабости он ещё более бессилен и неспособен на это.
Человек видит, как он растёт, затем взрослеет, потом стареет, он замечает, что не он сам сознательно переходит из юношества, из расцвета сил в старость и слабость, он понимает, что это не является его выбором, не в его силах отогнать старость и вернуть себе силы и молодость.
Он узнаёт, что не сам совершил всё это, что у него есть создатель, который его сотворил, который переводит его из одного состояния в другое. В противном случае – без руководящего, того, кто переводит его из одного состояния в другое – его состояние не изменились бы.
Он узнаёт, что невозможно совершить что-то предельно чётко и искусно, что повеление и запрет от того, кто не обладает жизнью, знанием, могуществом, волей, слухом, зрением, речью, не может существовать; и этим человек аргументирует, что его создатель – живой, знающий, могущественный, волеизъявляющий, слышащий, видящий, разговаривающий.
Человек также познаёт что Создатель Вселенной – один, потому что если бы наряду с ним существовал другой бог, то один из них превзошёл бы другого, и творения испортились бы (то есть их не было бы). Этим он аргументирует, что бог один и нет у него сотоварища, как сказано в Коране: «У Аллаха нет сына, и нет наряду с ним множества богов. [А если предположить существование второго бога], то каждый бог забрал бы с собой то, что сотворил. И один из них превзошел бы другого. Аллах выше всего, что они приписывают [Ему]! Аллах знает тайное и явное! Он выше всего, что к Нему приравнивают». (сура Аль-Муминун, 91-92)
Также Он сказал: «Если бы там (на небесах и земле) были боги помимо Аллаха, то на небесах и земле наступил бы хаос (установленный порядок нарушился бы, как если бы в одной местности было одновременно несколько правителей). Аллах, Господь Арша, пречист от всего, что они приписывают Ему!». (сура Аль-Анбия, 22)
Далее человек сознаёт, что Создатель Вселенной не похож ни на какое из творений. Потому что, если бы он был подобен какому-либо из творений, то уподобился бы ему в сотворённости, однако мысль о том, что предвечное является созданным творением, или что Он, с одной стороны, предвечен, а с другой – создан, является абсурдом, а значит, абсурдом является утверждение о подобии Всевышнего чему-то. Он таков, каким описал Себя: «Нет никого [и ничего] подобного ему, он слышащий, видящий». (сура Аш-Шура, 11)
Также Аллах говорит: «Скажи: “Он – Аллах – Один. Аллах Самодостаточен. Он не родил и не был рождён. И нет никого [и ничего] равного [и подобного] Ему”». (сура Аль-Ихлас)
(Имам аль-Байхаки, «Аль-Иътикад», стр. 89)
Источник: Al-aslein «الأصلين»