Цианид - смертельный яд в результате отравления которым наступает внутренняя асфиксия. Смертельная доза цианида для человека составляет 1, 5 мг. на килограмм веса тела.
Цианид обычно зашивали в ворот рубахи разведчиков и шпионов. Кроме того, в газообразном виде яд использовался в нацистской Германии, для массового убийства в газовых камерах, во время холокоста. Доказанный факт, что Распутин был отравлен несколькими смертельными порциями цианида, однако так и не умер, а был утоплен.
Цианид выделяют из некоторых растений и пищевых продуктов. К продуктам относится маниока, миндаль и бобы Лимы. Небольшое количество цианида присутствует в косточках персика, абрикоса, сливы, вишни, груши. Отравление наступает, если одного из этих видов пищи в организм поступает в избыточном количестве или имеется индивидуальная непереносимость.
Признаки отравления цианидами будут зависеть от концентрации поступившего в организм отравляющего вещества. Опасна для жизни концентрация поступившего цианида в 0,1 мг/л, смерть может наступить буквально за один час. Если концентрация находится на уровне от 0,12 до 0, 15 мг/л, то летальный исход может наступить в течение 30 минут.
Если концентрация цианидов повышена до 0,2 мг, то смертельный исход наступает за 10 минут. Без серьезных и необратимых последствий для здоровья можно выдержать концентрацию в 0,55 мг/л, воздействующую на организм человека не более одной минуты.
При остром отравлении нарушения развиваются в четыре стадии.
Продромальная стадия:
-першение в горле, ощущение царапанья;
-горечь во рту, возможен пресловутый привкус «горького миндаля»;
-онемение слизистой ротовой полости, глотки;
-слюнотечение;
-тошнота и рвота;
-головокружение;
-ощущение сдавливания в груди.
Вторая стадия - диспноэтическая, при ней признаки кислородного голодания нарастают:
-давление в груди усиливается;
-пульс замедляется, ослабевает;
-нарастает общая слабость;
-одышка;
-зрачки расширены, конъюнктива глаз краснеет, глазные яблоки выпячиваются;
-возникает чувство страха, переходящее в оглушённое состояние.
При получении смертельной дозы начинается третья стадия - судорожная:
-судороги;
-прикус языка;
-непроизвольное мочеиспускание и дефекация (процесс выделения организмом кала из пищеварительного тракта)
-обморок.
Четвёртая стадия - паралитическая, приводит к смерти от цианистого калия:
-пострадавший без сознания;
-дыхание сильно замедляется;
-слизистые оболочки краснеют, проступает румянец;
-теряется чувствительность и рефлексы.
Смерть наступает через 20-40 минут (при попадании яда внутрь) от остановки дыхания и сердца.
До введения специфического противоядия необходимо облегчить состояние больного - удалить яд из желудка путём промывания:
0,1% раствором марганцовки;
2% раствором питьевой соды;
2% раствором перекиси водорода;
5% раствором тиосульфата натрия.
Затем дать сладкое тёплое питье.Если пострадавший без сознания, то помочь ему может, только медицинский работник. В случае остановки дыхания проводят искусственную вентиляцию лёгких.
В случае если есть вероятность попадания цианистого калия на одежду, необходимо снять её и обмыть кожу больного водой.
"- Чаю, мистер Холмс?
- Он отравлен, милочка?
- В Вас достаточно яда."
Шерлок Холмс