Стрихнин - алкалоид, получаемый из семян растения чилибухи (стрихноса, или рвотного ореха), небольшого вечнозелёного дерева семейства логаниевых и из других растений рода Стрихнос, произрастающих в тропической Азии (Индия, Шри-Ланка, Ява, Мьянма, Индонезия, Индокитай, Тимор), северной Австралии и Африке.
Стрихнин относится к группе средств, возбуждающих центральную нервную систему - продолговатый и, особенно, спинной мозг. В больших дозах стрихнин представляет собой судорожный яд.
В чистом виде стрихнин впервые был выделен в 1819 году Жозефом Кавенту и Пьером Пеллетье из семян чилибухи (так называемых «рвотных орешков»).
Приём большой дозы стрихнина вызывает резкое чувство голода, беспокойство, пугливость, учащение и углубление дыхания.
Картина сильного отравления стрихнином очень характерна: после принятия яда через 15-20 минут
-затрудняется дыхание;
-появляется тянущая боль в жевательных и спинных мышцах;
-начинается дрожь;
-лицо краснеет;
-обостряются слух и зрение;
-глаза выпирают из орбит;
-возникают зрительные ощущения мелькания молнии.
Внезапно наступают сильные болезненные тетанические судороги всех скелетных мышц (тело выгибается, поскольку мышцы спины сильнее брюшных);
лицо становится синюшным и на нём из-за сокращения мимических мышц появляется сардоническая улыбка;
пульс учащён.
Генерализованное сокращение скелетной мускулатуры (опистотонус- судорожная поза с резким выгибанием спины, запрокидыванием головы назад)
и тетанические судороги вызываются тем, что токсические дозы стрихнина распространяют возбуждение по спинному мозгу и нарушают реципрокные отношения групп мышц.
Приступ судорог (от 0,5-1 до 3 минут) чередуется с паузой крайнего расслабления (10-15 минут), затем снова следует приступ. После 3-6 приступов, обычно спустя некоторое время после очередного тетануса, наступает смерть от асфиксии вследствие паралича дыхательного центра и спазма дыхательной мускулатуры.
Сознание у человека, отравленного стрихнином, сохраняется до конца.
Смертельная доза стрихнина 0,05-0,1 г (50-100 мг).
У переживших отравление стрихнином возникает резкая слабость, возможны глухота, длительная слепота, психические расстройства.
Лечение: промывание желудка очень крепким чаем, дать активированный уголь и обратиться за врачебной помощью. Больному следует обеспечить полный покой, максимально устранив раздражители (затемнить помещение и соблюдать тишину).
"— Тирион из дома Ланнистеров, королева-регент обвиняет вас в убийстве короля. Вы убили короля Джоффри?
— Нет.
— А ваша жена леди Санса?
— Мне это неизвестно.
— Как же, по-вашему, он умер?
— Подавился пирогом с голубями...
— Значит, вы обвиняете пекарей?
— Да хоть голубей, только меня оставьте в покое!"
"Игра престолов"
(на картинке смерть короля Джоффри)