Отзыв от Питера Грю ("Письма на чердак")

273 14 0
                                    

  Ох, прочитала книгу неделю назад и только вот собралась написать отзыв. Не потому, что было лень или книга прошла мимо, а по другой причине... Просто после «Джека» ходишь, как пыльным мешком стукнутый. И до сих пор у меня в голове какой-то сумбур, который я не могу выразить словами. Но молчать об этой книге – это как молчать вообще об этой теме. О том, что случается, когда ребенок в абсолютной власти взрослого. Плохого взрослого. 

Вообще, я когда-то уже начинала читать «Джека», остановилась на месте, где семейство переехало в большой красивый дом, чтобы «жить долго и счастливо». В жизни матери героя появился принц на белом коне, который спас из передряги ее трудного сына подростка, и они стали одной прекрасной семьей. Все, гештальт закрыт, можно уходить.
Но потом ко мне неожиданно пристал муж: «Почитай Джека!» И что-то сбивчиво пытается мне рассказать. Муж читает Wattpad не часто, а уж советовал мне вообще никогда. Так что я, конечно, решила прочесть и скоротать время до выхода «Путешествия с гусями».
Ну и, конечно, челюсть у меня отвалилась. 

Это история как бы «Лолита», только рассказанная не лиричным Гумбертом Гумбертом, а самой жертвой. 

Да и Лолита здесь оказывается другого пола. 

Сразу вспоминается и Гейзиха – мать Лолиты, которая считала девочку лишь нескладным и несносным подростком. Так и в «Джеке» мать героя совсем не замечает никакой опасности для сына, не принимает его сторону. Идеальная среда для Гумберта-Себастьяна. 

А сын нежно любит свою маму, которая уже натерпелась от бывшего мужа-алкоголика. И его любовь принимает налет Иисусовости – пострадать из-за любви. Нести крест, потому что, кажется, что сам унесешь, а мать нет. 

История подается в виде длинного письма-монолога, написанного живым подростковым языком. (Этот абзац я стирала и перепечатывала много раз, потому что не знала, как выразить, как мне понравилось подача истории). Так живо. Как-то так правдиво. И это прямо сильно бьет, хотя Джек часто рассказывает с жесткой самоиронией, использует много молодежного слэнга, который так грамотно ввернут, что невольно хихикаешь над некоторыми выражениями и сам ужасаешься этому. Хотя вот эта вся просторечность и самоирония в письме Джека, мне кажется, показывает, что он остался человеком, и прервет цепочку рыбок Немо. 

Еще мне импонирует, что жесткие сцены насилия, как бы упущены, изображены больше полунамеками, отдельными деталями, штрихами. Ровно столько, что все понимаешь, но книга остается книгой, а не превращается в чернуху с НТВ. Тут мне вспоминается «Стакан молока, пожалуйста», где все описано настолько мерзко и натуралистично, что хочется просто выкинуть книгу и помыть руки. Все-таки должна быть мера, если, конечно, цель – это не развлечь публику трешом. В «Джеке» же не давишься шок-контентом, а сосредотачиваешься именно на проблеме, и как подросток пытается из нее выкрутиться. К тому же, с насилием у Джэка не кончается жизнь. Есть и любовь, и друзья, и даже вечеринки. И вот тут прямо очень верный посыл. Весь этот треш может происходить рядом с нами, в соседнем доме, со знакомыми людьми. И мы не будем даже догадываться. Не обязательно жертва – это тот, кто режет вены от безысходности и ходит тенью. Человеческая психика все-таки сложнее устроена и направлена на выживание. 

Из героев меня больше всего зацепил Паровозик – тоже такой Иисусовый персонаж. Как бы его не гнобили, но он не теряет веру в человечество, пытается жить нормально и относиться ко всем по-доброму. Меня этот парень, прямо зацепил, и в голове всегда невольно думалось, что он тоже, в принципе, в зоне риска стать рыбкой Немо (ну ладно, предположим, если бы у него прыщей было бы поменьше). И как бы он вел себя?
Конец всей истории, конечно, жуткий. С одной стороны думаешь: «да!да! Сева получай!», но потом, когда вспоминаешь, что все это делает подросток четырнадцати лет, то волосы шевелятся. А еще думаешь, что выйдет Сева из тюрьмы довольно молодым человеком, а Джеку будет еще только двадцать. 

В общем, в голове мыслей много, но они как-то не хотят вылезать на бумагу. Говорить об этом сложно, но надо. Писать об этом сложно, но тоже надо. 

И это надо читать. Книга пока есть в открытом доступе, ловите момент (строго 18+!)  

Джек на Луне #Wattys 2017Место, где живут истории. Откройте их для себя