Метро в XIX столетии
Малоизвестен факт, что первый проект подземной железной дороги в Москве был предложен еще в 1872 году инженером Василием Титовым.
Он задумал провести пути от нынешнего Курского вокзала до Лубянской площади. В 1890 году родился другой проект, на сей раз линии «метро» должны были проходить в подземных туннелях под эстакадами, а «метровокзал», откуда отправлялись бы все поезда, обустраивался на самой Красной площади, примерно там, где сейчас стоит Мавзолей. Уже начались исследования почвы, однако городская Дума проект отклонила, во многом из-за протестов извозчиков, которые в случае строительства «подземки» попросту лишились бы куска хлеба. Недовольны были и представители духовенства.
Вот отрывок из письма одного архиерея московскому митрополиту: «Возможно ли допустить сию греховную мечту? Не унизит ли себя человек, созданный по образу и подобию Божию, спустившись в преисподнюю?» Официальной же версией отказа от строительства стала экономическая нецелесообразность.
К идее сооружения метро вернулись только при Сталине, когда религию признали «опиумом для народа», и уже никакое духовенство не могло помешать осуществить великое начинание.
Из чего сделаны стены?
И по сей день при раскопках в столичных недрах находят останки давно вымерших морских животных: аммонитов – головоногих моллюсков, белемнитов – каракатиц (в старину эти образования из-за их оригинальной формы называли «чертовыми пальцами»), рыбоящеров – ихтиозавров и плезиозавров. Следы этих окаменелостей можно заметить на мраморных колоннах некоторых станций метро. Причудливый узор из звездочек, спиралей и кругов украшает мрамор на станции «Площадь Ильича». Это окаменевшие наутилусы и морские лилии.
А в переходе со станции «Библиотека имени Ленина» на «Боровицкую» красуется огромная раковина брюхоногого моллюска. Мрамор добывали здесь же, под столицей.
Были и небылицы московского метро
Сохранилось предание о том, что первые станции Сокольнической и Филевской линий отделали белым камнем, из которого был построен разобранный в 1934 году Серпуховский кремль. Говорят, что несколько таких камней использовали и для отделки станции «Серпуховская», открытой только в 1983 году.