Как же они отвыкли от того, что перед входом учителя надо вставать. Вот уже четвёртый урок, и они дважды забывали об этом жесте приветствия. Но ведь это так унизительно: стоишь перед взрослым человеком, выказываешь ему своё почтение. Сразу видно, что ни о каком равенстве и речи быть не может.
Павел отвык от школьных будней. Самое интересное, что он даже не скучал по этому времени. Он был ему благодарен и только. Но благодарен за то, что школа позволила выучиться, предоставила знания, помогла поступить, стать самодостаточным человеком. Теперь же он снова должен притворяться мелкой сошкой, которая приветливо трясётся перед учителем? И для чего? Чтобы решить проблемы одноклассников, из-за которых они тут оказались?
Здесь. Эта школа. И зачем Павел вообще приехал домой? Ведь не хотел же возвращаться. В доме осталась старшая сестра, которая не может никуда деться от хозяйства. Да и воспитали её так, что теперь только тут она и может нормально существовать. Именно что существовать. Отвратительно. И ещё отец. Этот вечно страдающий, пьянчуга. Благо хоть иногда помогает по хозяйству, а то б вообще от него не было толку.
Конечно, Павел помогает сестре по мере своих сил. Каждый месяц переводит денег, чтоб куры и корова не загнулись. И сестра ничего не говорит в ответ. Молча принимает подачки. Но как Полина обрадовалась, когда он приехал, словно Павел решил остаться насовсем.
*
Николай Петрович неторопливо вошёл в кабинет, прикрыл за собой дверь. Вкрадчиво сказав «Добрый день», сел за учительский стол. Мимоходом учитель отметил, что на доске ничего не написано: одиннадцатому «а» очень нравилось оставлять надпись «а кто у нас лох?» со стрелочкой в сторону учительского стула. Но сегодня на доске было пусто. И это было удивительно.
Николай Петрович открыл учебник на параграфе семьдесят семь и обратился к ученикам:
— К сегодняшнему уроку вы должны были выучить основные типы биологических взаимодействий. Кто начнёт?
Но к четвёртому уроку одиннадцатый «а» наконец сообразил, как можно отмазаться, чтобы не отвечать, а слушать.
— Николай Петрович, у нас, в смысле, у всего класса вот какая проблема, — начал оправдываться Кирилл, который в школе был в любимчиках у биолога. Кирилла успели попросить о том, что ему надо будет провернуть простенькое дельце, чтобы отмазать весь класс от ответов. — Никто не понял этой темы. Вы не могли бы нам рассказать этот параграф?
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Когда мы вернулись обратно
Ficção GeralОбычный вечер встречи выпускников. Необычный юбилей в десять лет. Некоторые из них не хотели приходить, даже не собирались. Но обстоятельства складывались так, что им пришлось прийти в школу на концерт. Девятнадцать человек - изменившиеся, потерявши...