Хочешь еще салата? - спросила Рене за ужином, и я покачала головой, выбирая с тарелки зелень.
Грибы в салате показались мне странными, пористыми и безвкусными, совсем не то что лесные, которые меня научила собирать мама; она добавляла их для вкуса почти во все блюда.
Как бы мне ни хотелось сблизиться с Рене, ничего не получалось, потому что она была не такая, как мама с папой. Она их даже не знала, по крайней мере как я, и хоть я и понимала, что она тоже ощущает потерю, что тоже по ним скучает. Она не...
Она не жила с ними вместе. Она потеряла сына и невестку. Но не все. Не весь свой мир.
- Давай начнем прямо сейчас, - предложила она, отодвигая тарелку, а я изумленно посмотрела на нее. - Я имею в виду крыльцо, - пояснила она. - Есть, как я понимаю, мы не хотим, так ведь?
Я посмотрела на ее тарелку. Курицу она порезала на крохотные кусочки, а салат, как и я, потыкала вилкой, но почти ничего не съела.
- Давай, - сказала она, и ее глаза... Как же я раньше никогда не замечала, насколько они похожи на папины? Тот же оптимизм, та же вера в то, что все может измениться.
Мне всегда казалось, что Рене ничего не дала папе, но это было совсем не так.
- Ладно, - сказала я и встала.
Мы вышли через большую раздвижную кухонную дверь на прекрасный газон, тянувшийся до самого леса.
И стали рыть ямы.
Я этого не ожидала. Я думала, что для того, чтобы что-то построить, надо в доски забивать молотком гвозди, и все дела. Думала, что все это ставится прямо на землю.
Когда я спросила, обязательно ли копать, Рене ответила:
- А как же иначе крыльцо будет держаться на месте? Нужны опоры, - объясняла она. - Поэтому мы вкопаем столбы, чтобы было к чему крепить доски. Посмотри на чертежи.
Я посмотрела. Ямы на них не были обозначены, но Рене дала мне странную штуковину, которую я уже видела раньше.
- У папы такая же есть, - воскликнула я и вспомнила, как он занимался последней пристройкой, застекленной террасой, которую так и не довел до конца.
Чертеж он составлял на улице, внимательно следя за тем, чтобы не повредить корни деревьев, и, когда он рыл ямы, я заметила, что они действительно все остались нетронуты.
То есть была, - поправилась я, и мой голос дрогнул, когда я поняла, что папа уже не достроит террасу. Она так и останется стоять - три стены без потолка. Они с мамой уже нашли обои и краску, но не успели их использовать. И не вставили стекла туда, куда хотела она.