Корабли были готовы к отлету. Человечество совершало последние приготовления. На борт грузились запасы еды и воды, огромные роботы переносили дополнительные криогенные капсулы, запчасти для починки и разную другую аппаратуру.
Люди поднимались бесконечной цепочкой на корабль. Они все смотрели внутрь, заранее выбирая места и оживлённо переговариваясь между собой. Эта очередь тянулась на три километра. Всем хотелось как можно быстрее оказаться на станции, которая потом обещала отправится искать новый дом для людей. Это было путешествие в новый мир.
Человечество покидало Землю.
Маленькая девочка в красном комбинезоне стояла рядом со своей мамой в очереди. Женщина держала её за руку, чтобы малышка не потерялась. Она смотрела дальше, оглядывая очередь нетерпеливым взором.
– Когда же мы наконец покинем эту Землю?! – воскликнула мама, нервно постукивая ботинком по асфальту.
Девочка осторожно высвободила руку из руки мамы. Ей надоело здесь стоять. Она не понимала, почему люди все идут на этот корабль. И маленький человечек медленно, стараясь не привлечь внимание своей мамы, вышел из очереди.
Она пошла по огромному полю, смотря в даль. Вокруг неё не было никого и ничего. Лишь огромные роботы, перевозящие последние грузы на борт. Они спокойно объезжали девочку, и она им не мешала.
Маленькая беглянка шла по большому серому полю, оглядывая его. Она не понимала, почему все люди уезжают. Зачем они садятся на этот корабль и поднимаются высоко в небо? Зачем они оставили тут все? Почему они покидают Землю?
Малышка вдруг вспомнила свою бабушку. Она не поехала с ними и осталась в своём маленьком домике на самом краю города – огромного мегаполиса, в котором раньше жила девочка. Когда мама раздраженно поинтересовалась, почему бабушка опять упрямствует и не хочет ехать, старушка лишь спокойно ответила:
– Мне нет места в новом мире.
Мама на такое только всплеснула руками и выскочила из комнаты. А её дочка осталась. Она залезла в бабушке на колени и спросила:
– Бабушка, какой новый мир?
Старушка лишь погладила малышку по голове и тихо ответила, смотря в окно:
– Люди уезжают, моя милая. Все человечество собралось покинуть их Землю. Они использовали её, а сейчас просто бросают её. А Земля плачет, моя милая. Земля плачет.
Девочка не поняла, что имела в виду бабушка, но спрашивать не стала. У бабушки был такой вид, словно бы она была не в комнате, а где-то очень далеко. Она смотрела в окно, погрузившись в свои мысли, и казалось, никого не видела. Внучка не стала её тревожить.
Но сейчас она вдруг вспомнила эти слова бабушки. Малышка думала о них снова и снова, идя по огромному полю. Серая пустота, казалось, никогда не кончится. А девочка все думала.
Почему бабушка так сказала? Почему она решила остаться? Почему люди покидают Землю?
Роботы уже давно не ездили вокруг неё: беглянка забрела слишком далеко. Она остановилась постели поля, вглядываясь вдаль.
Малышке показалось, что впереди угадываются очертания её города. Высокие дома, сделанные из блестящего металла, длинные трассы, проходящие и по земле, и по воздуху, огромные заводы и фабрики. Там всегда было серо и неуютно. Вечные дожди, от которых надо было прятаться дома, потому что кислота нещадно портила одежду. Разноцветный снег, из-за которого детям запрещалось выходить на улицу: пары, исходящие от него, покрывали лёгкие изнутри ядовитой оболочкой. Огромные столбы аммиака, которые заводы периодические выбрасывали в воздух. Машины, которые отравляли не только воздух снизу, но и верхние слои атмосферы. И ни одного клочка зеленого дерева, кустика, травы. Все серо и мрачно.
Малышка вспомнила, как бабушка рассказывала ей много замечательных историй. Она описывала ей, как все было раньше. Какие были холмы, покрытые сочной зеленой травой и яркими весенними цветами, какой был воздух, несущий в себе прохладу и свежесть, какой была вода, такая кристально-чистая и вкусная. Какой была планета Земля.
Земля плачет?..
Девочка глядела вдаль, и её воображение рисовало знакомую ей дорогу, через которую они с мамой так часто переходили, когда она вела её в школу. Трасса всегда была заполнена автомобилями и аэромобилями. Они стояли и наверху, и внизу, создавая ощущение некого железного прохода, в котором постоянно был туман – настолько сильно дымили машины. Малышка всегда немного побаивалась этих железных монстров, которые могли резко зарычать и выпустить огромную струю серого дыма. Он пах очень неприятно, и девочка всегда украдкой зажимала себе нос, чтобы не чувствовать этого ужасного запаха. Он словно бы заполнял её лёгкие ядом, и каждый вздох потом давался с огромным трудом.
Земля плачет?..
Мысли беглянки перенеслись к школе. Из окон её класса малышка всегда могла наблюдать за работой огромного завода. Кажется, он производил детали для космических кораблей. Однако рядом с ним стояли химические комплексы. Девочка не помнила точно, что они производили, но она знала, что там работал её папа. Ежедневно с одиннадцати до двенадцати часов завод без передышки выбрасывал в атмосферу огромные газовые столбы. Они были иногда разноцветные, иногда серые, иногда просто белые. Никто не обращал на это внимания. Ребята бегали по классу и играли между собой, заставляя робота-учителя выдавать его вечные фразы "Не шумите!" и "Осторожно, упадёте!". Никто, кроме девочки, которая, забыв обо всем, как заворожённая смотрела на эти разноцветные столбы аммиака. Они медленно поднимались в небо, расходясь там в разных направлениях. Иногда они просто растворялись, а иногда малышка ещё могла видеть, как ветер несёт эти бесконечные струи. Порой потом по новостям можно было услышать сообщение о страшных и опасных осадках, которые должны были выпасть через несколько дней. Слушая такие сообщения, девочка часто вспоминала те ужасные струи дыма.
Земля плачет?..
Потом вспомнилась улица, по которой малышка шла после школы. Некому было её забрать – и отец, и мать работали на заводах – и она просто шла по улице. Девочка смотрела на бесконечные серые здания, на длинные дороги, огороженные голограммами с надписями "Не входить!" и "Не пересекать линию!", на вереницу машин, которая тянулась по всем дорогам, на толпы людей, спешащих куда-то. Никто из них не замечал маленького человечка, который шел по дороге, смотря куда-то вдаль. Она не видела ничего, кроме железных стен, железных дверей и неестественно ярких костюмов людей, которые будто бросали вызов окружающим цветам. Она просто шла, даже не осознавая, куда ей надо. Просто шла. Одна. Среди всей серости этого мира.
Земля плачет?..
Однажды они с классом поехали на экскурсию на завод. Девочка шла одной из последних, оглядывая огромные конвейеры и детали, которые медленно вылезали из них, точно гигантские монстры. Учительница и экскурсовод-робот что-то рассказывали, но малышка их не слушала. Она смотрела на эти железные приборы, на безглазых роботов, на груды металла, которые они сбрасывали куда-то и увозили. Девочка почувствовала себя такой маленькой по сравнению с этими громадинами. Она ощутила себя ничтожной пылинкой, совершенно неважной никому.
Земля плачет?..
Когда малышка приходила к бабушке, она часто сажала внучку к себе на колени и рассказывала ей разные истории. Например, как они в детстве с ребятами ходили в лес. Девочка тогда ещё спросила:
– Что такое лес, бабушка?
Старушка грустно взглянула на неё, погладила по голове, и потом ответила:
– Это волшебное зеленое место, где очень много деревьев.
– А что такое дерево?
Бабушка удивлённо и слегка растерянно посмотрела на неё. Малышка с любопытством ожидала ответа. Тогда старушка потянулась к какому-то шкафу. Открыла дверцы, и девочка увидела кучу какие-то странных предметов. Они были прямоугольными, разноцветными. Предметы открывались, и внутри у них были желтые прямоугольники. Малышка вспомнила, что об этом им рассказывали в школе. Это были книги. Ими люди пользовались больше полувека назад.
Бабушка достала одну такую книгу, осторожно, словно боясь сломать хрупкие страницы, полистала её и открыла какую-то картинку. Потом показала её девочке:
– Это дерево. А это лес.
И тогда малышка впервые узнала, что такое дерево и что такое лес. Она познакомилась с разными предметами: реками, горами, морями, лесами, полями, цветами. Она узнала о многих животных, о которых она никогда до этого не слышала. Она впервые увидела природу, которой не существовало уже много-много лет.
Земля плачет?..
Малышка посмотрела вдаль, стоя на бесконечном сером поле. Она вдруг как наяву увидела пики белоснежных вершин и услышала журчание быстрых ручейков. Она ощутила лёгкое дуновение свежего ветра и вдохнула поразительный аромат цветов. Она как будто бы очутилась не на поле космодрома, а на лесной поляне в тени деревьев.
Неожиданно девочка услышала тихое пение птиц, которых она никогда раньше не видела, и уловила шаги оленя, которого уже давно не существовало. Её ушки услышали хруст снега под ногами волка и треск молнии, ударившей в дерево. Слух уловил тихое жужжание пчёл на поляне и писк комаров.
На языке малышки как будто возник вкус ягод, который ей так тщательно описывала бабушка. Он был чуть кислым, вызывающем выделение слюны, и сладким настолько, что наполнял весь рот сахаром. Потом вдруг она ощутила вкус зелени, который никогда раньше не чувствовала. Он был почти безвкусным, но если разжевать хорошенько, можно было ощутить лёгкую горечь и приятный травяной привкус во рту.
Нос малышки уловил тонкий запах цветов. Приторный, чуть сладковатый, но отдающий зеленью. Он был изумителен. А потом она почувствовала другой запах, чуточку отличавшийся от первого. Он был резче, но от того такой манящий. Она жадно вдохнула его, пытаясь запомнить этот прекрасный миг.
Девочка почувствовала дуновение ветра на щеках, охлаждающее их. Он ощутила мягкую и рыхлую землю под ногами. Её кожа покрылась мурашками, когда в своём воображении она прикоснулась к смолистому стволу дерева. Девочка почувствовала то легкое волнение, которое возникает, когда видишь что-то совершенно поразительное. Она ощутила то, чего прежде никогда не чувствовала. Девочка ощутила жизнь.
Земля плачет?..
Её ушки уловили ещё какой-то звук. Но это было не пение птиц и не шаги животного. Это было не журчание ручейка, хотя звук сильно походил на него. Это был не треск дерева или скрип снега. Нет, это было что-то, что девочка часто слышала и до своего знакомства с природой.
Это был плач.
Откуда он доносился, девочка не могла понять. Она растерянно огляделась, пытаясь найти человека, который плакал бы так. Но никого вокруг неё не было. Прекрасная, чистая и светлая иллюзия распалась, открыв неприглядную голую правду: серый космопорт, растягивающийся на несколько тысяч километров в диаметре, и тяжелое небо над головой. Но кто-то плакал, малышка могла бы поклясться. Она смотрела вокруг, тщетно пытаясь найти источник плача. Ей стало страшно, но больше как-то тоскливо. Плач был тихим и жалобным, со всхлипами и вздохами. Как будто бы кого-то сильно обидели. Неожиданно малышка вспомнила слова бабушки: "Земля плачет." И вдруг она с особой ясностью осознала, откуда доносится плач.
Упав на колени, девочка приложила ухо к асфальту. И ей показалось, что теперь до её слуха плач доносится отчётливее. Земля плакала. И сердце малышки наполнилось такой тоской, таким отчаянием и такой безысходностью, что она тоже заплакала, вторя Земле.
"Мне нет места в новом мире..."
Бабушка была очень старая. Новые лекарства помогали жить ей уже более ста лет. Она помнила многое. И девочка, оказываясь у неё дома, часто не понимала, как старушка ещё живет. Она не призвала новых приборов, не читала книги на голограммах, предпочитая перелистывать старые книги в печатном варианте. Она не лечила зрение и ходила в толстых очках. Малышка не понимала, как бабушка живет без всяких новых технологий. Старушка никогда не носила никакие комбинезоны, которые регулировали температуру тела и его энергетический объём. Она где-то доставала старую одежду из тканей и носила исключительно её. Бабушка не признавала новый мир, как и новый мир не признавал старушку.
"Мне нет места в новом мире..."
Бабушка была права. Но теперь у девочки сложилось впечатление, что она говорила не только о себе. Плач становился все сильнее, и малышка тоже проливала слезы. Они капали на грубый и твёрдый асфальт, просачиваясь сквозь него и уходя вглубь. И сердце девочки становилось все тяжелее и тяжелее.
Вдруг кто-то подхватил малышку на руки и поднял вверх. Девочка ничего не видела из-за слез, продолжая громко плакать. Она ощутила, как кто-то прижал её к комбинезону, обнимая. И малышка узнала маму.
– Вот ты где! Скорее! Для нас обещали придержать очередь!
Мама, придерживая её, поспешила с ней обратно к очереди. Девочка плакала и не отнимала рук от лица.
– Почему ты плачешь? – спросила мама, не сбавляя шаг. Она очень хотела поскорее покинуть эту ужасную Землю и оказаться на станции.
– Земля плачет! – воскликнула малышка, жалобно всхлипывая. – Мамочка, Земля плачет!
– Какие глупости! – ответила ей мама, подбегая к трапу корабля. – Земля не может плакать! Скорее, успокаивайся. Мы скоро улетим отсюда.
Но девочка никак не могла успокоиться. Сердце её налилось болью и скорбью. Она всё представляла себе извилистые реки, острые горы, бескрайние моря, зеленые луга и леса. Она как наяву видела животных и птиц, она будто слышала их пение и звуки природы. Малышка словно увидела настоящую Землю.
– Земля плачет, мамочка! Земля плачет!..
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Навеянные рассказы
Kısa HikayeМногие в современном мире слушают музыку, читают книги, смотрят фильмы... Должно быть, многим людям все эти вещи могут что-то навевать. Кто-то вспоминает какие-то события из своей жизни, кто-то просто испытывает какие-то эмоции. Но, полагаю, большин...