бабушка приходит в сознание на довольно значительные промежутки времени, почти каждый день. мама говорит: ну вот, значит дело идет к поправке. чеён знает: бодрится. чеён знает: маме страшно. но она и вида не показывает, такая она сильная, такая твердая.бабушка просит рассказывать ей побольше про деревню, что нового, как дела у соседей чон за два дома вверх по склону, какая погода на улице и во что одеты люди. про сынхёна ей никто ничего не рассказывает, конечно, он в эту разбитую на категории сводку вписывается мало. да и дедушкиного беспокойства хватит на них двоих с излишком: сам не свой все две недели с того самого дня, как процессия с необитаемой части острова доставила к пирсу мешок на носилках. деда спит еще меньше обычного, и дома ему не сидится на месте, все ходит туда-сюда, заложив руки за спину, имитируя расслабленную вальяжность.
чеён почти говорит ему как-то за вечерним чаем: ну, что там в твоей замечательной голове? что ты надумал? расскажи мне.
дедушка не говорит ничего, дедушка бережливый, когда дело касается мыслей. очень уж любит сидеть тихоней, незаметно, посреди бури, чтобы только ввернуть потом "говорил же" в разговоре с кем-нибудь.
за две недели на острове несколько раз показывалась пара незнакомых полицейских - видно, с большой земли. искали что-то на той стороне острова, копошились, измеряли угол склона линейкой. чеён с лалисой тогда стояли рядом, наблюдая, и чувство было такое, будто кто-то шарит неаккуратными руками в твоих личных вещах. а ты знай да терпи.
незаметно в этом вихре обнаружился наступивший май.
-
к маме возвращается аппетит, кажется, впервые за все то время, что они с чеён вернулись на остров - впервые за всю весну. чеён сидит с мамой на кухне, пока та хорошо, плотно обедает, а бабушка дремлет за стеной. мама верит в положительную динамику, мама получила от отца письмо с паромом (чеён думает: без мобильной связи ну совсем прямо эпоха чосон), в котором он сообщает, что взял, наконец, отпуск, и что приедет совсем скоро.
маме не надо вздрагивать от любого резкого звука и чуть что стремглав к бабушке - та теперь сама сидит на постели, спиной оперевшись о сложенные одна на другую подушки - из них сама собой вырастает целая гора, и вот так они и сидят вдвоем последние несколько дней: гора и бабушка. и окно напротив. (чеён, мама и дедушка втроем поворачивают кровать так, чтобы бабушка сидя могла смотреть на море, а не на стены.)