Раз за разом романтизация снова возвращается за теми, кто поставил именно ее главным мотиватором в самом начале своего пути. Сколько бы ты не пыталась избавиться от неё, уверять себя в том, что нет, это НЕ КРАСИВО, ничего не помогает: болото затянуло настолько глубоко, что кажется, будто тебя тянет на дно огромными камнями, привязанными веревками к твоей собственной глотке. Трудно дышать, а в голове крутятся мысли о том, что, увы, пришла пора перестать есть, потому что это эстетично.
Порой просто сидишь, мирно листаешь ленту в инстаграме, не думая о том, кто сколько ест, не сравнивая свой рацион с рационом других людей, не загоняясь из-за того, что кто-то ест меньше. Это - не твое дело, и у каждого своя жизнь, свои правила и свои ограничения, которые не должны зависеть от других. Меж эстетичными картинками промелькают фотографии стакана с кофе, обрамлённые надписью «первый приём пищи за день. Не было времени поесть, но это и к лучшему». Звучит сомнительно, не так ли? Достаточно сомнительно, чтобы сдвинуть в голове тот самый рычажок, отвечающий за здравое восприятие окружающего мира: «это и к лучшему» западает в душу настолько глубоко, что переворачивает там твоё сознание, пока ты этого не осознаешь. Глаза застревают в одной точке, пока болезнь лезет обратно сквозь чертоги разума, чтобы добраться до самых глубоких уголков, откуда ей уже никогда не выбраться. Быть может, она уже там, скребя острыми когтями стенки твоего уже потрёпанного жизнью разума, чтобы окончательно внушить ему наслаждение саморазрушением.
И, как назло, в следующей стори выскакивает бодичек одной из худых сучек-идеалов, чей вес уже давно перевалил вниз за отметку «рост минус 120», чем привлёк к себе внимание половины рпп-комьюнити и заставил ее пускать слюни удовлетворения и одновременно слёзы зависти и самоненависти. И в этот момент в голове что-то щёлкает, хоть ты этого и не сразу замечаешь. Мир анорексии начинает играть новыми красками, и откуда-то взявшиеся мысли о голодовке уже кажутся не такими идиотскими и даже претендуют на приоритетное место в твоей жизни. Это чувство подобно эйфории. Вначале ты чувствуешь себя будто опьяненным, а потом в игру вступают последствия того, как она исказит тебе сознание. Это как наркомания. Только вместо введения в организм каких-то враждебных новых веществ ты перестаешь вводить в него что-то помимо воды.
Это один из самых банальных триггеров. Часто играет роль ошибочное суждение «у них все хуже, значит я недостаточно болен», после принятия которого люди начинают запускать себя ещё больше, тем самым подпитывая болезнь, но здесь не об этом. Любой анорексик в какой-то мере страдает вечной привычкой сравнивать себя с другими людьми. Их преследует желание быть лучше, худее других, есть меньше, сбрасывать больше. На фоне этого «превосходства» над другими, желания стать «лучше» в голове неосознанностей формируются установки, которые отражают расстройство, как нечто «хорошее», позволяющее в чем-то превзойти остальных. На подсознательном уровне человек начинает считать его полезным, приносящим смысл в жизнь, и уже меньше сопротивляется внутренним попыткам стать здоровым. На этом принципе основана романтизация, в данном случае - непреодолимое желание видеть эстетику и что-то хорошее в анорексии, заставляющее погружаться в болезнь ради испытания удовлетворения от следования «культу» и «изменения себя в лучшую сторону».
На том примере снимок со стаканом кофе сыграл свою роль, вероятно, красивой картинкой, уже внушающей мысль о том, что жизнь этого человека красива и эстетична, так ещё и подписанной ключевыми словами «к лучшему», напрямую отождествляющими анорексию с самосовершенствованием. Последующая картинка с худой девушкой закрепила этот эффект: в мозгу она встала на место «результата» предлагаемых мозгом на основании прошлой картинки действий: худоба, красота и счастье. В голове строится цепь «голод=счастье», которая и заставляет человека верить в то, что он не болен, а наделён даром свыше, позволяющему ему стать лучше.
После того, как такие цепи будут строиться в голове и откладываться там надолго, без проработки, то в будущем может уже быть трудно поверить в то, что анорексия - нечто страшное и ее нужно лечить. Как бы ты не внушал себе мысли о восстановлении, если даже ты сам захочешь вылечиться и начать жить нормальной жизнью - ничего не выйдет, если на глаза вновь попадутся стаканы кофе тех, кто смог замотивировать тебя перестать есть и стать «прекрасным», просто забыв поесть.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Американо
Non-FictionЗнаешь, анорексия - это так сомнительно. В самом начале ты видишь всю эту атмосферу, думаешь, что это чувство легкости, эстетика и возвышенность, а потом постепенно перестаёшь все это замечать. Понимаешь, что болен, что вроде как все, что они превоз...