Как была устроена региональная правовая система

8 2 0
                                    

Здесь, чтобы не запутаться, придется начать сначала.

Изначально верховными судьями Богемии был род Рожмберков. И основным законом Богемии был судебник Рожмберков.

Затем пришел Карл, снял род Рожмберков с должности судий, посадил туда Ондржея из Дубы и они сообразили Судебник Карла и Дворец Суда. Однако, судебник Рожмберков никуда не делся — панам (не только Рожмберкам) было разрешено и дальше творить правосудие согласно своим региональным законам, но только до того момента, пока к ним не придет представитель Дворца Суда (или пока фигуранты не будут вызваны из региона в Прагу на суд). Тогда Судебник Карла, как наиболее высший закон вступал в силу над местным законом.

А потом королем стал Вацлав и начал вводить всякие фишечки, как, например, полный запрет на смертную казнь в регионах без рассмотрения дела на суде в Праге с участием короля.

Эпоха правления Вацлава с самого ее начала породила такой феномен, как не высшее юридическое образование. То есть чтобы контролировать регионы королю требовалось много, очень много всяких разных юристов, которые будут приезжать туда от имени Дворца Суда и выполнять свои обязанности. Но высшее юридическое образование в университете было самым топовым — длинным, дорогим и для самых умных. Проще говоря — юристов с вышкой было и так мало и многие из них были высокопоставленными клириками или чиновниками. Таких по регионам рисковать шеей в дороге ради нотариального заверения смерти какого-нибудь деда-пердеда из деревни Нижние Глиномесы не погонишь.

Таким образом появилось нечто вроде среднего специального юридического образования, которое длилось около трех лет и включало в себя, как минимум, делопроизводство и базовые медицинские навыки (при рассмотрении конкретных дел можно будет видеть, что таланты богемских "ментов" этим не ограничивались).

И вот понеслись драбы по регионам, не давая местным панам принимать решения согластно местному законодательству, а только согласно королевскому. важно отметить, что работали эти люди именно «от центра» и не были привязаны к какому-то конкретному месту. Они чесали по всей Богемии. Что, как можно легко догадаться, делало их не только представителями королевской власти, но и шпионами. Судя по всему, ряд таких «юристов» имели основной своей функцией именно шпионаж, а нотариальное заверение смертей дедов-пердедов было прикрытием.

Одним из первых таких чешущих юристов был Пуркард Стрнад, сын крестьянина, объездивший всю Богемию за десяток лет, ставший фаворитом короля, потом бургграфом, а затем и верховным судьей. Но и паны не гнушались этой работой — вспомнить хоть Рогачей и Зулов (как не крути - а ветки панов из Дубы).

Но вернемся к региональному законодательству и оперативной деятельности до того, как туда приходили всадники капитализдеца... в смысле, сотрудники Дворца Суда. Там все было очень по разному и зависело в большей мере даже не от конкретного исполнителя и его креативности, а от разнарядки сверху. Следствие могло вестись в лоб - пытками, могло вестись и через шпионскую сеть корчмарей с ловлей на живца, инфильтраты и шпионы, работающие годами под прикрытием, тоже имели место быть, а иногда протоколы следствия просто подделывали! Самое главное, что в регионах не было такой бюрократической машины, по которой можно было бы четко отследить каждое дело. Все сводится по большому счету к форме «пытали такого-то он сказал то-то а потом его повесили там-то».

Зачастую интересы местного самоуправления конфликтовали с интересами Дворца Суда, что приводило даже к вооруженным стычкам. Судья Ахнико Моек, например, после первого плена Вацлава ходил по регионам с артиллерией, чтобы напомнить местным властям, кто тут закон. Или можно вспомнить упомянутую в игре историю про то, как Рацек Кобыла и Вольфлин Камберг с армией объясняли Яну Херштейну что он не должен открывать ворота своего пограничного замка кому хочется, а только тем, кому король разрешает. Но самым проблемным регионом были, конечно, земли Рожмберков, где паны всеми правдами и неправдами стремились сохранить крепостное право, которое во всей Богемии уже было не просто не в моде, а давным-давно запрещено и незаконно, а юристы Дворца Суда пытались раскрепостить крестьян отсуживая эти земли по кускам в пользу короны, так как объяснение Рожмберкам реалий современного законодательства силой могло обернуться банальной войной, в том числе с Австрией и Баварией. Хотя... примерно так и получилось в результате.

ДрабМесто, где живут истории. Откройте их для себя