Глава 21

162 5 0
                                    

ГОРЬКАЯ ОБИДА

Выйдя на дорогу, старик решительно сказал:

- Пора и на покой. Все кости ноют. Завтра опять походим, а на сегодня хватит. Устал я...

Солнце уже совсем низко. Скоро с пристани донесется длинный гудок маминого парохода, но Динка забыла обо всем на свете. Подпрыгивая и прихрамывая, она бежит рядом с шарманщиком и весело болтает:

- Ты что купишь себе, дедушка? Я ничего не куплю! Мы вместе с Ленькой купим!

- А что тебе покупать? Вот съешь горяченьких штец да мороженого... - снова повторяет старик.

- Не надо! - машет рукой Динка. - Я сразу домой побегу...

Старик прибавляет шагу и, минуя последнюю просеку, выходит на тропинку, ведущую вниз, к пристани.

- Дедушка, ты пойдешь на базарную площадь? - спрашивает Динка.

- Ну да, через базар и пойдем. Там и харчевня...

- Я не хочу в харчевню... Я пойду домой! Давай тут разделимся, дедушка! - предлагает Динка, но старик словно не слышит ее и молча идет дальше. Дедушка! Мне тут близко - почти у самого обрыва, - говорит Динка. - Дай мне мои денежки!

- Каки таки денежки? Я сам тебе морожено куплю... Денежки, денежки... бормочет старик, не останавливаясь и не убавляя шагу.

- Дедушка, я домой хочу! - дергает его Динка.

- Ну, иди, чего пристала? Я тоже домой иду, не гулять ведь.

Тропинка выводит старика и девочку на базарную площадь. С пароходов идут пассажиры, тащатся с корзинами торговки, шныряют между рядами лавок босоногие ребята. Динка беспокойно оглядывает пассажиров и вспоминает о маме.

- Дедушка, дай мне денег! Давай сейчас же! - сердито кричит она и дергает старика за рукав. - Давай денежки, я домой хочу!

- Сказано - куплю морожено. А боле чего тебе? Каки таки деньги? - хмурится старик.

- Давай мои! Из кармана давай! - топает ногой Динка, Прохожие останавливаются:

- Ай-яй-яй! Как нехорошо, девочка!

- Что же это ты так кричишь на своего дедушку? Бесстыдница этакая! Хоть бы людей постеснялась! - качая головой, вмешивается проходящая мимо женщина.

- Давай денежки! - вне себя кричит Динка, цепляясь за шарманщика. - Те, что в шапке были, давай!

Старик дрожащими пальцами роется в кармане и вынимает пятачок.

- На! Назола какая! Господи помилуй, вот горе-то навязалось на мою шею! - громко жалуется он. - На пятачок, что ли!

Динка видит одну монетку на его ладони и вспоминает богатый перезвон в шапке.

- Много давай! Разделись со мной! - гневно кричит она, отталкивая от себя ладонь с пятаком.

- Бессовестная! И не стыдно тебе старичка старенького обижать? - корят остановившиеся неподалеку торговки.

- Ведь вот есть же такие дети несочувственные! - возмущаются они. - Гляди, как топает! И где только набаловалась так? Ведь по всему видать - в нищете растет!

- Выпороть ее надо, а не пятачками баловать! - замечает проходящий мимо мужчина.

- Бери пятачок-то. Завтра еще дам, - пробует уговорить девочку шарманщик. - Что ж, правда, обижаешь старика? Глаза Динки широко раскрываются.

- Я работала... я пела... - бормочет она, но голос ее прерывается горькими рыданиями, и, круто повернувшись, она бежит по дороге, спотыкаясь от усталости и горя.

- Ишь, пошла, - бормочет старик, глядя ей вслед. Но отчаянный, безнадежный плач девочки тревожит его. - Эй, мальчик! Снеси-ка ей вот... - подзывая к себе босоногого мальчугана, просит он и добавляет к пятаку еще три копейки. Снеси, миленькой!

Мальчик, сверкнув босыми пятками, в несколько прыжков догоняет плачущую девочку.

- Вот возьми, старик тебе еще дал, - сует он ей в руки деньги.

Но Динка отстраняет протянутую ладонь и, не оглядываясь, бредет по дороге. Из последних сил царапается она не обрыв и, цепляясь за колючие кусты, плетется до тропинке к утесу.

Громкий плач ее переходит в горькое всхлипывание и тихие протяжные жалобы:

- Лень... Лень... Лень...

Динка часть 2Место, где живут истории. Откройте их для себя