Часть десятая

16 0 0
                                    

  Дожди наконец закончились. По ожившей земле шел со своей застенчивой солнечной улыбкой апрель. К Зельде вернулись ее радостное расположение духа и необычайная живость. Впервые за последний год она была самой собой, очаровательной проказницей. Со свойственной ей силой характера девушка заявила всем печалям и трудностям: «А я все равно буду веселиться! Буду надеяться! Буду жить!»
  Все обитатели замка были удивлены переменами, происходящими в поведении Зельды. Куда же пропала та тихая и немного печальная девушка? Ведь они не знали, что она просто становится такой, какой и была всегда. Время постепенно залечило старые раны, а весна подняла настроение, и настоящая Зельда вернулась.
  Больше всех, казалось, удивлялся доктор Фридрих. А одно происшествие едва не довело его до сердечного приступа. Дело было в том, что девушку теперь никакими силами нельзя было удержать внутри замка: она все свободное время проводила снаружи него. Зельда могла почти целый день пропадать невесть где и возвращаться в не совсем подобающем виде. Последствиями таких прогулок в обязательном порядке были пятна глины на подоле, растрепанная прическа и весьма плачевное состояние обуви. Однажды девушки не было дольше обычного. Фридрих нервничал и попросил Франца найти ее.
- Она здесь, в саду, - сказал хозяин замка, который смотрел в окно.
- Так выйди и позови ее в дом! - возмущенно приказал доктор.
  Франц пошел за пропавшей, но никак не возвращался. В конце концов, разгневанный доктор Фридрих сам вышел в сад и увидел картину, которая едва не заставила его упасть в обморок. На достаточно высоком дереве, при чем почти на самой верхней ветке, сидела Зельда, а рядом с ней расположился не кто иной, как хозяин замка.
- Что это значит?! - вскричал Фридрих вне себя.
  Она устремила на него взгляд своих больших невинных глаз, и доктор сразу же немного остыл. Однако его изумлению не было предела.
- Вы даже не подозреваете, как это прекрасно! - воскликнула девушка с улыбкой.
- О, да! Я буду очень прекрасно себя чувствовать, когда вы оба оттуда полетите вниз головой, а мне придется вас лечить! - крикнул доктор Фридрих, но в его голосе уже не было прежнего гнева.
- Как это понимать? - обратился он к Францу.
- Когда дама просит меня о чем-то, я не могу отказать, - спокойно ответил тот.
  Хозяин замка, даже сидя на дереве, умудрялся сохранять свою величавость. Зельда рассмеялась, а Фридрих махнул рукой.
- Спускайтесь, скоро подадут ужин, - сказал он уже мягче.
  Франц без труда спускался и одновременно помогал девушке. Доктор внимательно наблюдал за этой сценой. Солнце уже садилось и озаряло все вокруг прощальным розово-золотым сиянием. Зельда смотрела на хозяина замка таким взглядом, который выражал все без слов. Глаза же Франца оставались такими же холодными, как и всегда. Наконец, юноша оказался на земле, и тогда девушка беззастенчиво, с детской доверчивостью потянулась к нему. Хозяин замка осторожно взял ее на руки и опустил на траву.
- Спускаться всегда тяжелее, чем подниматься, - сказала Зельда, разглядывая дерево, на котором только что сидела.
- Да, это правда... Вы уже кормили лебедей? - спросил Франц, глядя, как черные птицы скользят по воде.
- Да, кормила. Наконец-то они перестали меня бояться! - весело ответила она.
- К вам легко привыкнуть, Зельда... - холодно произнес он, задумавшись о чем-то другом.
  За ужином уже ничто не напоминало о происшествии в саду. Хозяин замка как всегда величественно восседал во главе стола. Девушка, приведенная в безупречный вид благодаря Марии, была само спокойствие, облаченное в лиловое платье с кружевным воротничком. Доктор Фридрих молчал, погруженный в свои мысли. «Она еще совсем ребенок, хотя сердце ее волнуется уже не по-детски. Меня удивляет, что Франц готов исполнять все ее прихоти, однако я бы не сказал, что она злоупотребляет этим. Скорее всего, Зельда даже и не осознает своей власти. Ее сила заключается как раз в том, что она намного слабее него. Франц считает своим долгом заботиться о ней, хотя сам ничего не чувствует. И все-таки мне очень жаль эту девушку...» - думал он, поглядывая то на Франца, то на Зельду.
  После ужина Фридрих спустился в кухню. Вся посуда уже была вымыта, там никого не было кроме Эльзы. Она даже не шевельнулась при его появлении: так и продолжала прямо сидеть на жестком стуле. Доктор сел напротив женщины и тяжело вздохнул.
- Я не знаю, чем все это закончится, - произнес он устало.
- Не понимаю только, почему ты говоришь об этом мне, - спокойно ответила она, не меняя прежней позы.
- С Францем об этом говорить бесполезно. Он утверждает, что любовь у Зельды пройдет. Ха-ха! Как бы не так! - с горечью сказал доктор Фридрих, откинувшись на спинку стула.
- Быть может, он и прав в чем-то... - задумчиво проговорила Эльза. Он покачал головой.
- И это говоришь мне ТЫ? - изумился Фридрих.
- В любом случае, - продолжила она, посмотрев на него взглядом, в котором был странный упрек - мальчик прав в том, что не собирается на ней жениться.
- Так чем она плоха? - возмутился доктор.
- Она плоха тем, что любит его, как ты не понимаешь. А он никогда не сможет полюбить ее. Если бы ей было все равно, то, наверное, что-нибудь могло бы получиться. Но женщине нужно, чтобы ее любили в ответ. В конце концов Зельда осталась бы несчастной до конца своих дней.
- Я правда не понимаю. Франц - прекрасный человек, а пылкости Зельды хватит и на двоих.
- Вот именно, что не хватит. Ты не знаешь, о чем говоришь, а я знаю.
- Но, Эльза, я ведь...
- Молчи. Ты ничего не понимаешь.
- Я так не думаю.
- Думай, как хочешь. Однако ни ты, ни я, ни кто-либо другой уже не сможем ничего сделать.
  Становилось все теплее. Теперь благодаря Зельде хозяин замка и доктор Фридрих тоже много времени проводили на воздухе. В эти прекрасные весенние дни она просто не могла не вытащить их из дома. Чаще всего все сидели на какой-нибудь лесной полянке. Франц рисовал для девушки причудливые растения и певчих птиц, которые заливались длинными трелями на ветвях деревьев. Фридрих обычно просто погружался в свои мысли и лишь изредка присоединялся к общей беседе. Да и все остальные говорили мало: так они были заняты созерцанием природы.
  В один из таких дней хозяин замка решил выпустить и своего коня на прогулку. Неподалеку находилась большая поляна, где животному было достаточно места пастись. Франц и доктор расположились под раскидистым деревом, а Зельда решила подружиться с жеребцом. Это не составило особого труда, так как коню самому понравилась веселая и ласковая девушка, угостившая его морковкой. Зельда гладила коня, который почти не видел ласки от своего хозяина. Она никогда не боялась лошадей, но верхом ездить не умела.
- Неужели ничего? Совсем ничего Франц? - тихо спросил доктор Фридрих у юноши.
- О чем ты? - бесстрастно поинтересовался тот, не отрываясь от рисования.
- Сам знаешь, - мрачно ответил Фридрих.
- Ничего, по-прежнему ничего, - твердо заявил Франц.
- Я не понимаю...
- Никто этого не поймет... Но я не хочу, чтобы она страдала. Это неправильно.
- Кажется, она счастлива здесь.
- Возможно. Однако только до поры до времени.
  Девушка, разумеется, не слышала их разговора. Она даже не догадывалась, насколько часто занимает мысли хозяина замка и доктора Фридриха. Зельда была так прелестна и беззаботна сегодня, однако глубоко в ее сердце все еще жила светлая печаль, конечно, уже не такая горькая, как раньше, но имеющая определенную силу тогда, когда девушка оставалась одна. Теперь, хотя Зельда и была весела как прежде, в ее глазах появилось новое выражение, необычная глубина, следствие пережитого за последнее время.
  Вскоре девушка подошла к сидящим под деревом. Она встала рядом с Францем и внимательно рассматривала его рисунок.
- У вас настоящий талант, Франц, - сказала Зельда серьезно. - Конечно, я не считаю себя знающей в этом деле, но моя мать очень хорошо рисовала и немного учила меня, когда у нее было время.
- Не думаю, что я действительно талантлив в рисовании: - заметил он ледяным тоном - у меня нет стиля, я лишь копирую то, что вижу.
- Но у вас это получается прекрасно, - возразила она.
- Боюсь, вы слишком пристрастны, когда речь идет обо мне, - ответил хозяин замка невозмутимо.
  Девушка очень смутилась из-за его слов, однако сразу же овладела собой.
- Разве вы смогли бы быть беспристрастным к человеку, который сделал для вас столько, сколько вы для меня? - спросила она, испытующе глядя в беспощадно холодные глаза Франца.
- Я абсолютно беспристрастен ко всем, - сказал он, спокойно выдерживая этот взгляд.
  Фридрих откашлялся, скромно напоминая о своем присутствии. Хозяин замка взглянул на него и понял, что доктор чем-то недоволен. Они слишком хорошо знали друг друга. Зельда тоже посмотрела на доктора Фридриха, но ничего не заметила.
- Рисунок действительно хороший, - произнес тот медленно - и погода тоже очень хорошая. Но скоро время обеда, а я хотел бы откушать вовремя.
- Да, вы правы, - ответил Франц, вынув из кармана золотые часы, - пойдемте.
  Во время обеда девушка вновь впала в задумчивость. Зельда пришла к выводу, что хозяин замка действительно знает о ее чувствах. Слова Франца относительно пристрастности девушки по отношению к нему показывали, что это и правда так. Она не знала точно, сказал ли хозяин замка эту фразу просто так, или же его высказывание имело серьезный смысл.
  После того, как все встали из-за стола Зельда поспешила выйти на прогулку, чтобы проветриться и избавиться от гнетущих мыслей. В холле ее догнал Франц. Он встал рядом с девушкой и протянул ей шляпку.
- Вы забыли надеть шляпку. Солнце греет уже достаточно сильно, так что сейчас не стоит об этом часто забывать. Наденьте, - бесстрастно приказал хозяин замка.
- Спасибо... - робко ответила Зельда, принимая головной убор.
- Вас что-то тревожит, Зельда? - холодно спросил Франц, пока она надевала шляпку.
  На мгновение девушка замерла, но затем улыбнулась и стала завязывать ленты. Однако дрожащие руки не слушались и никак не хотели завязать бант.
- Все в порядке, - пролепетала девушка, все еще пытаясь справиться с лентами.
  Хозяин замка подошел к ней ближе и сам завязал их на бантик.
- Я вижу, - сказал он спокойно, уголки его губ слегка приподнялись, на лице появилась та самая незаметная улыбка.
  Зельда покраснела и в смущении опустила глаза. Франц смотрел на нее - ему было немного жаль девушку.
- Я только хотел сказать вам кое-что. Я хочу, чтобы мы всегда оставались друзьями.
- Друзьями? - переспросила она с грустными нотками в голосе.
- Да. Хорошими друзьями, - ответил хозяин замка и оставил Зельду в одиночестве.
  Девушка почти час гуляла вокруг замка, пытаясь обрести полное душевное равновесие. Однако казалось, что теперь беспокойные мысли нападают на нее с удвоенной силой. Зельда никак не могла отвлечься от них и в конце концов вернулась к пруду в саду. Она была очень удивлена, увидев там Франца, который сидел на скамейке и рисовал. Он же заметил девушку еще издалека, только не подал виду. Черные лебеди плавали совсем близко к берегу и лакомились хлебными корками, которые хозяин замка то и дело бросал им. Зельда тихонько подошла к скамейке и села.
- Хорошо прогулялись? - заговорил Франц, повернувшись к ней.
- Да.
- Без происшествий, как я понял?
- Да, верно, - ответила девушка и тихо рассмеялась.
  Он продолжил рисовать, а она внимательно следила за его рукой. На этот раз хозяин замка рисовал лебедей. Он в точности копировал каждую деталь, отчего птицы на рисунке казались живыми.
- Я решил не откладывать надолго исполнение вашей просьбы, ведь вы очень просили меня нарисовать лебедей, - сказал Франц.
- Спасибо вам... Вы всегда исполняете мои просьбы, - проговорила Зельда тихо, словно боясь разбудить кого-то.
  Он посмотрел на нее. Взгляд девушки был таким глубоким, что вокруг все меркло и тонуло в ее серых глазах. Она явно о чем-то думала, но не решалась произнести этого вслух.
- Франц, почему вы всегда делаете то, о чем я вас прошу? - неожиданно спросила Зельда.
- А почему бы мне этого не делать? Вы никогда не просили меня о чем-то дурном, - невозмутимо ответил хозяин замка.
- Вы очень хороший человек, Франц, - почти шепотом произнесла она, глотая подступившие к горлу слезы.
- Не знаю, - сказал он, пожав плечами. - Я уверен лишь в одном: если хороший человек будет слишком много думать о том, какой он прекрасный, то очень скоро станет плохим человеком.
- Да, пожалуй, вы правы. То же самое говорили мне родители.
- Они несомненно были хорошими людьми, раз смогли так воспитать вас. Так что вся благодарность должна достаться вашим родителям: ведь именно благодаря им вы выросли таким человеком, для которого не жаль и горы свернуть. Ну а я тут совершенно ни при чем.
- Мне кажется, что вы меня тоже немного воспитали за все это время.
- Возможно и так, но это лишь мелочи.
- В любом случае, я всегда буду... - девушка чуть было не сказала «любить вас» - ...буду благодарна вам.
- Что ж, мне это приятно.
- Когда умерли мои родители, у меня было чувство, будто бы меня бросили из мягкой постели в глубокое холодное озеро, и я не умею плавать. Это чувство исчезло, когда я попала сюда. Здесь все так добры ко мне, а особенно вы, Франц.
- Я? Вам это кажется, Зельда. Именно я сделал для вас меньше всех.
  Франц говорил правду. Ведь Мария, другие слуги, даже доктор Фридрих любили Зельду, относились к ней с теплотой. Хозяин замка мог осыпать девушку с головы до ног драгоценностями, завернуть ее в самые дорогие ткани и меха, устелить ее дорогу самыми редкими цветами, но одно все равно осталось бы неизменным: он не мог ЛЮБИТЬ Зельду. Франц никого никогда не любил и слишком хорошо понимал, что неспособен на такое чувство. А девушке была нужна любовь, она этого поистине заслуживала.
  Зельда с недоумением смотрела на хозяина замка. «Почему же он так сказал?» - спрашивала она себя. Франц по-прежнему оставался необъяснимой загадкой для девушки, ведь у нее не было самого главного ключа - истории рода Фюрстенбергов.
- Давайте больше никогда не будем с вами говорить о том, сколько я для вас сделал, Зельда. Не нужно. Я знаю, что вы мне благодарны, и этого достаточно, - сказал хозяин замка своим обычным тоном.
- Хорошо, Франц, - согласилась Зельда, которая тщетно пыталась разглядеть на его лице хоть какие-то эмоции.
- Я все еще не закончил рисунок. Вы останетесь со мной или пойдете в дом?
- Я вам не помешаю, если останусь?
- Не помешаете. Оставайтесь, сколько хотите, Зельда.
  Воцарилось молчание, тишину нарушали лишь плеск воды, пение птиц и шелест листвы. Девушка подумала, что, пожалуй, никогда не слышала такой восхитительной мелодии весеннего дня. Воздух был очень свеж, дышалось так легко и свободно, что, казалось, будто еще мгновение и ты взлетишь к серебристым облакам. Зельда отчетливо слышала свое дыхание и учащенное биение сердца. На первый взгляд, Франц был полностью сосредоточен на рисунке, однако он замечал все вокруг, включая малейшую смену в настроении девушки.
  А из окна библиотеки за всем происходящим наблюдал доктор Фридрих. Хозяин замка знал об этом, ведь он сам просил своего наставника о такой услуге. «Я хочу, чтобы между мной и этой девушкой всегда был кто-то третий. Никогда не упускайте нас из виду. Я не желаю, чтобы хоть что-то вышло из-под контроля,» - сказал как-то раз Франц Фридриху и повторил свою просьбу после того, как с ним приключилось что-то странное в гостиной, когда Зельда расплакалась. Доктор был уверен, что все будет в порядке, но добросовестно исполнял пожелание своего воспитанника.
  Вечер этого дня был невеселым для всех троих. Франц и доктор Фридрих сидели у камина - Зельда уже ушла к себе.
- Это уже невозможно остановить. Это так же бесполезно, как пытаться остановить камнепад в горах. Я не хочу, чтобы Зельда любила меня, но она продолжает все сильней привязываться ко мне. А что я могу сделать? Жениться на ней и превратить ее в деталь интерьера своего дома, в красивую игрушку, с которой интересно поиграть, не испытывая абсолютно никаких чувств? Это было бы бесчеловечно.
  Фридрих молчал, ведь он и так все знал. Хотя он и считал, что юноша все немного драматизирует, но в последнее время был согласен с ним. Девушка любила Франца уже слишком искренне и глубоко, а его поведение и тем более горькая правда могли разбить ее хрупкое сердце.
  Зельда в одной ночной рубашке сидела у письменного стола, рискуя простудиться. Целый рой мыслей не давал ей покоя. «Кажется, он обо всем догадался. И при этом он так спокоен и просит остаться хорошими друзьями. Он недвусмысленно дал мне понять, что я ему безразлична. Но почему же он всегда остается таким заботливым, и почему это никак не вяжется с его холодным тоном? Я запуталась, ведь я даже не могу уйти отсюда. Хотя я, наверное, и не хочу этого. Я очень люблю его. Такое происходит первый раз в моей жизни. Мне так грустно от того, что я не могу ни с кем поговорить об этом. А я так устала держать все в себе! Мне кажется, мое сердце сейчас разорвется на части! Он так странен: казалось бы, холоден ко мне, как кусок льда, но тем не менее продолжает заботиться обо мне, делает ради меня все, чего я только ни попрошу... Но он наверняка никогда не позволит себе развить в своем сердце чувства ко мне. А я... Что могу сделать я? Ничего,» - думала девушка. Она и не знала, что когда-нибудь испытает на себе, как тяжело, когда твоя любовь остается без ответа.
Зельда была уставшей, но спать она просто не могла. Девушка достала лист бумаги и чернильный прибор. Она долго держала перо в воздухе, задумчиво глядя куда-то в пустоту. Зельда написала на листе всего одну фразу: «Я люблю тебя...» и сразу же бросила его в камин. Мысли будто бы немного отступили, она почувствовала, что замерзла, и нырнула под одеяло. Утомленная раздумьями девушка заснула, ей снились тревожные сны.
  Зельда проснулась очень рано. Она смотрела на рассвет сквозь створчатое окно, как во сне. Девушка прислонилась к холодному стеклу. В этот момент она чувствовала себя пленницей - пленницей собственных чувств.
  Зельда наскоро привела себя в порядок и посмотрела на время - был только шестой час. Она вышла в коридор и прислушалась: в замке стояла полная тишина. Теперь девушка любила этот тихий, мрачный и таинственный замок. Она шла, стараясь ступать как можно тише, и не заметила, как из полумрака коридора отделилась молчаливая тень и последовала за ней на расстоянии. Немного побродив в холле, Зельда осторожно отперла дверь и вышла в сад. На воздухе было очень прохладно, по земле стелился туман. Она немного прошлась в сторону леса. Трава под ногами была такой мягкой, ярко-зеленые кроны деревьев мелодично шелестели, солнце светило пока еще совсем слабо. Девушка постелила шаль под деревом и села, облокотившись на него. Красота природы проникала в ее душу и вызывала легкую улыбку на прекрасном лице. Зельда наслаждалась всем тем, что окружало ее. Девушка сама не заметила, как заснула. Теперь она спала крепко и спокойно. Сквозь сон Зельда почувствовала, будто оторвалась от земли и полетела, но тут же это ощущение затерялось в гуще других сновидений.
  Она проснулась и огляделась по сторонам. Девушка лежала на диване в малой гостиной, укрытая покрывалом. За окнами шел дождь, часы на каминной полке показывали без четверти десять. В кресле напротив, откинувшись на спинку, сидел Франц и спал. Его золотистые кудри небрежно спадали на лоб. Даже во сне лицо хозяина замка было холодным и безразличным, хотя это выражение несколько смягчалось из-за закрытых глаз, которые не глядели в тот момент так пронзительно. Зельда лежала неподвижно и, печально улыбаясь, смотрела на Франца. Она ни о чем не думала и просто запоминала черты его лица, на которые могла бы смотреть вечно. Но, как только девушка привстала, юноша сразу же открыл глаза. Она виновато взглянула на него, не переставая печально улыбаться.
- Зельда... - сказал Франц, его голос звучал с обычным невозмутимым спокойствием. - В лесу было очень холодно, трава была совсем мокрая, а вы уснули. Вы ведь не спали этой ночью до поздна.
- Да, но откуда вы знаете? - тихо заговорила Зельда.
- Когда вы не спите, я тоже не сплю. У меня очень чуткий слух. К тому же я подумал, что вам, должно быть, не здоровится.
- Все в порядке. Правда.
- Нет, не в порядке. Когда я относил вас домой, вы были такой холодной, совсем замерзшей. Однако я вижу, что прогулка положительно повлияла на ваше душевное состояние, и это очень хорошо. Вы, наверное, проголодались?
- Нет, по правде сказать, мне совсем не хочется есть.
- Но вы должны выпить горячего чаю. Иначе простуда не заставит себя долго ждать. Нет-нет, не вставайте. Сейчас я попрошу подать чай прямо сюда. Дайте мне вашу руку. Теперь она горячая, а пульс слишком частый. Мне это не нравится. Вы, кажется, заболеете.
- Но я чувствую себя неплохо.
- Надеюсь, что все будет хорошо.
- А вы сами случайно не больны? - спросила девушка с тревогой в голосе после того, как принесли чай, глядя на осунувшееся лицо хозяина замка.
- Нет, я не болен... Должно быть, не болен.
  Зельда с наслаждением пила горячий чай, почему-то ей было очень хорошо и уютно. Франц смотрел на девушку и думал, за что такое милое создание полюбило именно его?
  В последнее время хозяин замка почти всегда думал только о Зельде. Он по непонятным причинам испытывал угрызения совести, будто бы что-то сделал не так. Раньше в тесном мирке Франца Фюрстенберга все было понятно и просто. Но с появлением этой девушки все сильно усложнилось. Франц старался поступать правильно и в то же время видел, как она все равно страдает. И из-за чего? Из-за любви к нему. Хозяин замка привык к точным задачам и точным ответам. Но здесь дела обстояли иначе. Теперь он оказался в тупике, не зная, как поступить, не обладая способностью испытывать чувства. Свой же разум не давал Францу покоя. Однако теперь он знал, что произошло худшее - Зельда стала для него просто привычкой, без которой он теперь не представлял свой обычный ход жизни.

Таинственный замок или любовь без ответаМесто, где живут истории. Откройте их для себя