Зельда никак не могла прийти в себя. С одной стороны, ей было очень жаль Берту, ну а с другой стороны, девушка была ошеломлена тем, что говорилось о докторе Фридрихе в последней записи. «Так получается, что Фридрих любил мать Франца?» - подумала Зельда и снова печально вздохнула. Эта история поразила ее в самое сердце, задела за живое. Наверное, так было потому, что эта грустная история отчасти связана с Францем. Зельда сочувствовала именно ему - росшему без матери, воспитывавшемуся бесчувственным отцом, существу. Теперь она стала лучше понимать хозяина замка, девушка заглянула в прошлое, от которого полностью зависело настоящее. Кто знает, быть может, Франц был бы совершенно другим, если бы рос в иной обстановке. Естественно, от этого Зельда не перестала его любить, напротив, это чувство еще сильнее разгорелось в ней.
Стук в дверь прервал размышления девушки. Она открыла и увидела на пороге встревоженную Марию.
- У вас все хорошо, душечка? - спросила она взволнованно.
- Да, все в порядке. А почему вы спрашиваете? - сказала Зельда с улыбкой.
- Так ведь вас давно ждут к обеду. Я испугалась, что вам нездоровится.
- Так уже время обеда? Я совсем не смотрю на часы и не замечаю их боя.
- Вы были так заняты?
- Да, я... я просто читала.
- Идите скорее вниз, пока обед не остыл.
Зельда вошла в столовую с виноватым видом. Хозяин замка и доктор Фридрих молча смотрели на нее, на столе стояли нетронутые тарелки.
- Простите меня, - сказала девушка тихо и подошла к столу.
Франц встал и отодвинул для нее стул. Зельда изо всех сил старалась не смотреть на него и доктора слишком пристально. Она бесшумно опустилась на стул и сосредоточила все свое внимание на сложенной салфетке. «Вести себя как обычно,» - звучал голос в голове девушки. Франц тоже сел и посмотрел на нее своим равнодушным взглядом.
- Не волнуйтесь, все прекрасно. Просто я решил, что невежливо было бы начинать без вас, Зельда - ответил он, жестом приказывая слуге подавать первое блюдо.
Спокойный и ровный голос хозяина замка гулко раздавался в большой мрачной столовой, его слова будто бы повисали в воздухе, а затем терялись где-то в драпировках огромных темно-синих гардин. Сквозь стекла высоких створчатых окон лился тусклый свет пасмурного дня. Здесь все казалось таким спокойным, застывшим, неподвластным времени. Пламя свечей не колыхалось, поленья в камине потрескивали негромко и монотонно, беседа за столом пока приостановилась, снаружи не доносилось никаких звуков. Зельда задумчиво смотрела в конец стола.
- С вами все хорошо, Зельда? - спросил Франц - Последние два дня вы кажетесь мне рассеяной.
- О, все в порядке, правда - поспешно возразила она и беззаботно улыбнулась.
- Что ж, в таком случае, быть может, вы покажете Фридриху свои успехи в игре на фортепиано? Тот вальс, что мы учили с вами, получается отнюдь не дурно. Вы не против дать нам небольшой концерт?
- Конечно, я не против, но доктор Фридрих ведь не будет судить меня слишком строго?
- Я с удовольствием послушаю вашу игру и вовсе не собираюсь судить вас, дитя мое - сказал Фридрих с улыбкой.
- Тогда решено - постановил хозяин замка.
Против обыкновения все собрались в малой гостиной днем. Доктор Фридрих сидел на диване, приготовясь слушать игру девушки. Франц разложил для нее ноты и сел в кресло рядом с фортепиано, где и устраивался всегда, когда Зельда играла. Она уже села за инструмент и взглянула на своего учителя - он кивнул девушке, но не изменил прежнего выражения бесстрастного лица. Она вздохнула и стала играть менуэт. Еще неуверенные, но уже достаточно умелые пальцы Зельды выводили простую, но красивую старинную мелодию. Доктор печально улыбался, отчего лицо его вновь казалось моложе. Почти никто уже не помнил той красоты, что была спрятана за глубокими морщинами, тех необычных и выразительных глаз, которые теперь казались меньше и потускнели. Фридрих слушал давно забытый менуэт и смотрел на фортепиано, которое еще помнило его молодым, переживало вместе с доктором его душевные бури. Теперь Фридрих совсем не тот, что раньше. Основной чертой его стала твердость, взгляд был циничен, а сердце под крепкой скорлупой сдержанности молчало. И только иногда доктор Фридрих немного походил на прежнего себя, как, например, сейчас.
Затем Зельда играла полонез и только потом вальс, который приберегла для завершения. Она то и дело с опаской поглядывала на доктора, словно проверяя, не нахмурится ли он сейчас. Однако Фридрих не хмурился, а наоборот улыбался, поэтому девушка была спокойна.
- Что скажешь, Фридрих? - спросил Франц.
- Мне очень понравилось. Зельда, да у вас прямо-таки талант к музыке! Так держать! - ответил доктор Фридрих весело.
- Спасибо вам... - сказала Зельда смущенно.
- О да, Зельда действительно талантливая и прилежная ученица. Я сам не ожидал, что мы продвинемся так быстро. Я уверен, к лету моя ученица достигнет еще больших успехов. Несомненно, Зельда - большая умница. Вскоре мы наверняка сможем порадовать тебя куда более сложными музыкальными произведениями - холодно излагал Франц.
Все это время девушка почти не отрываясь смотрела на хозяина замка, а доктор незаметно наблюдал за ней. Чувства Зельды были уже слишком очевидны: она любила Франца всем своим существом и никак не могла этого скрыть. Фридрих видел взгляд девушки, устремленный на своего учителя, не пропускал ни одного ее жеста. «О, глупенькая девочка, в какую пропасть же ты бросаешься!» - с ужасом думал доктор Фридрих, хотя эти мысли никак не отражались на выражении его лица. Что касается самого Франца, то, казалось, он ничего не замечал, но это было не так. Хозяин замка отлично видел все, однако в отличие от доктора думал, что в чувстве Зельды нет ничего серьезного и что это скоро пройдет. Франц был просто не в силах понять силу и глубину привязанности, которая развивалась в сердце девушки, ничем не контролируемая. А Фридрих понимал это слишком хорошо.
Когда Зельда ушла, доктор Фридрих и хозяин замка некоторое время сидели молча, не глядя друг на друга. Франц сосредоточенно складывал ноты, а доктор по старой привычке смотрел на огонь в камине. Наконец, Фридрих встал и подошел к фортепиано.
- Франц, ты погубишь ее! - сказал он резко.
- Разве я собираюсь нанести ей какой-то вред? - невозмутимо ответил хозяин замка. - Я погубил бы эту девушку, если бы женился на ней, или, что еще ужасней и просто мерзко, если бы использовал ее. Но ведь ничего такого я делать не собираюсь. Значит, она в полной безопасности.
- Ты просто не понимаешь! - сокрушенно произнес доктор Фридрих и ушел к себе.
- Выходит, я очень глуп... - заключил Франц и направился в библиотеку.
Зима закончилась, и настала весна. Однако первые весенние дни ничем не отличались от зимних. Зельде в голову все чаще стали приходить мысли о том, что вскоре дела с ее домом могут быть завершены. Что же тогда будет делать девушка? Возвращаться домой она теперь совсем не хотела, ведь самый дорогой человек для Зельды был не там, а здесь - в таинственном замке. Но, с другой стороны, Франц никогда не проявлял к ней каких-либо чувств, и даже его забота была будто механической. Быть может, будет куда лучше скорее вернуться домой и забыть обо всем? Однако девушка знала, что никогда и ничего не забудет из того, что произошло с ней здесь.
Однажды сразу же после обеда Зельда увидела, как Франц стоит в холле и надевает накидку. Она подошла к нему.
- Вы собираетесь на прогулку, Франц? - спросила девушка робко.
- Я собираюсь проехаться верхом. Конь за зиму совсем застоялся, а я не хочу долго держать его взаперти. Я объеду окрестности и вернусь даже раньше ужина. Вы тоже хотели прогуляться?
- Нет, доктор Фридрих сказал, что пока еще слишком ветрено, да и мне самой не хочется идти по грязи.
- Раз вы останетесь дома, тогда разберите еще раз новый этюд, что я дал вам сегодня. Очень полезно было бы для вас проиграть его еще несколько раз до завтрашнего занятия. Конечно же, если это вам не будет тяжело, Зельда.
- Конечно нет, Франц. Разумеется, я займусь этим - весело ответила она и отправилась в малую гостиную (наверное, даже если бы хозяин замка поручил Зельде обойти весь земной шар, она все равно бы с радостью исполнила его просьбу).
Девушка провела больше часа за игрой на фортепиано. Она усердно старалась, не жалея сил, лишь бы добиться похвалы от своего учителя. Снова Зельда подумала о том, что он ей ни разу не улыбался. Франц часто хвалил свою ученицу, девушка нередко замечала, как он внимательно смотрит на нее, но улыбки на лице хозяина замка Зельда никогда не видела. Бывало, когда Франц рассказывал что-то, уголки его губ слегка приподнимались, однако это не было похоже на настоящую улыбку. Девушка мечтала о том, чтобы хозяин замка улыбнулся ей, и его взгляд стал бы чуть теплее. Но, как бы Зельда ни старалась, она не могла вызвать у Франца улыбки или же взгляда, исполненного каких-либо теплых чувств.
Пришло время ужина, а хозяин замка так и не возвращался. Зельда очень волновалась и все время смотрела в окно. Фридрих успокаивал ее.
- Ничего страшного. Просто сделал большой круг, объезжая свои владения, только и всего. Не стоит так нервничать. Зельда, сядьте уже за стол наконец! - ворчал он.
«Хуже дитя малого!» - думал доктор, наблюдая, как девушка вертится, то и дело вскакивая со стула. «Да уж, дитя! - продолжал про себя он - Дитя бы не влюбилось в Франца и не причинило бы столько проблем себе и окружающим. Где же мне взять сил, чтобы спокойно смотреть на все это!.. Что-то Франц действительно долго не возвращается...» Снаружи доктор Фридрих казался совершенно спокойным, однако он сильно волновался, и не без причины. Франц был точен, как часы. Если он сказал, что вернется еще до ужина, то так и должно было быть. Хозяин замка всегда тщательно планировал любое свое действие и никогда не совершал ошибок относительно своих сил, времени, направления. Поэтому Фридрих так переживал, хотя и успокаивал Зельду. Долгое отсутствие Франца было в крайней степени подозрительно. Но доктор решил пока не думать об этом, ведь пока что ничего страшного не произошло.
Он снова посмотрел на девушку и задумался теперь совсем о другом. «Почему же мне и всем остальным она так напоминает Берту? Ведь они, казалось бы, совсем не похожи ни по внешности, ни по характеру...» - подумал доктор Фридрих и принялся уже в который раз незаметно изучать Зельду. Это было совсем не то сходство, которое улавливают только глаза, здесь имело место нечто иное, что мы замечаем глубинами памяти и сердцем. Вот что роднило эту девушку с последней хозяйкой замка: выражение лица, тон голоса, жесты и мимика, взгляд больших глаз. Издалека Зельду можно было вполне принять за Берту, так были у обеих похожи фигура, походка и манера держать себя. Их отличало то хрупкое изящество, которое обычно так притягивает к женщине. Придя к таким выводам, Фридрих был вполне удовлетворен, однако его сердило, что Зельда напоминала доктору о том, о чем он поклялся не вспоминать вовсе. Доктор Фридрих сердился не на девушку, а на самого себя, ведь он вновь позволил воспоминаниям влиять на него.
Ужин прошел в полном молчании. Зельда почти ничего не съела и, как только Фридрих встал из-за стола, снова подбежала к окну. Франц так и не вернулся, а солнце уже почти село, и сизые сумерки начинали сгущаться. Слуги бесшумно убрали со стола, подбросили дров в камин и ушли. Девушка продолжала всматриваться в вечернюю мглу, силясь увидеть там знакомый силуэт. Но шло время, а она не видела ничего, кроме деревьев мрачного сада, металлической ограды с завитками и неясных темных очертаний дремучего леса.
- Зельда, деточка, идите в гостиную, - мягко сказал доктор.
Зельда вздрогнула и посмотрела на него совершенно рассеянным взглядом. Доктор Фридрих похлопал ее по плечу.
- Все будет в порядке. Идите в гостиную - повторил он также мягко.
Девушка послушалась и ушла. Фридрих переговорил с Отто, и они решили, что нужно быть готовыми собрать всех мужчин и пойти по следам лошади. Однако доктор велел слуге не торопиться и не поднимать шума раньше времени. Отто нужно было оставаться на заднем дворе и слушать, не подъезжает ли хозяин. Отдав распоряжения, доктор Фридрих пришел в малую гостиную, где сидела Зельда с испуганным видом.
- Франц не вернулся? - спросила она дрожащим голосом.
- Нет, Зельда, - спокойно ответил Фридрих.
- Но ведь нужно же что-то делать!
- Я уже сделал все, что было необходимо. Не беспокойтесь об этом. Нам остается только ждать. А пока мы ждем, быть может, почитаете мне что-нибудь, Зельда?
Девушка послушно взяла книгу с каминной полки и, сев прямо на ковер рядом с креслом доктора, принялась читать. Слуги подали чай, за окнами стало совсем темно. Зельда все больше увлекалась чтением книги и постепенно успокаивалась. План доктора Фридриха сработал. Теперь для девушки время уже не тянулось так медленно.
Прошло почти два часа, прежде чем Зельда и Фридрих услышали шум в холле. Она первая выбежала из комнаты и вскрикнула. Доктор поспешил за ней и тоже увидел Франца, но, конечно же, кричать не стал. Хозяин замка стоял посреди холла с невозмутимым видом, а на красивом лице его виднелись глубокие царапины.
- Не пугайтесь, все хорошо - обратился тот к девушке.
- Что произошло? - вмешался доктор Фридрих, осматривая лицо Франца.
- Конь споткнулся и, кажется, вывихнул ногу. Он сбросил меня, но я упал правильно, так что руки и ноги абсолютно целы. Только оцарапал лицо о куст, вот и все. Трудно было довести его сюда, да и пешком идти гораздо медленнее, чем ехать верхом. Вот почему я так поздно.
- Как же так можно! Нужно быть аккуратней! - жалобно заговорила Зельда.
- Не волнуйтесь, Отто сказал, что с конем все будет в порядке через некоторое время, - спокойно ответил хозяин замка.
Ах, разве она беспокоилась о коне! У девушки сердце просто разрывалось от того, что ее любимый пострадал. Она не могла просто спокойно смотреть на него, не в силах что-либо сделать. Зельде становилось еще хуже, когда она думала о том, что могло бы кроме этого случиться с Францем. И вместе с этими переживаниями девушка была очень рада, что он наконец здесь, в замке, почти цел и невредим.
Мария принесла теплой воды и промыла царапины, а Фридрих обработал их. Теперь хозяин замка, Зельда и доктор сидели в малой гостиной, как и всегда. Франц расположился в кресле поближе к огню и пил чай, как ни в чем ни бывало. Фридрих тоже совершенно спокойно сидел в другом кресле, протянув ноги к камину. Девушка снова устроилась на ковре, только теперь рядом с хозяином замка.
- Очень болит щека? - спрашивала она, устремив на него заботливый взгляд.
- Нет, не очень - холодно отвечал Франц.
- А вы не замерзли в лесу?
- Немного.
- Теперь вам уже лучше?
- Да, спасибо.
- Зельда, уже очень поздно. Вам нужно идти спать - сказал вдруг доктор.
- Мне не хочется спать. Позвольте мне еще немного остаться здесь. Или я вам мешаю? - нахмурилась Зельда.
- Нет, ну что вы, дитя мое. Конечно, оставайтесь сколько хотите, - ответил он с улыбкой.
- Вы нам ничуть не мешаете - вставил хозяин замка.
- Спасибо... Вам налить еще чаю, Франц? - спросила она.
- Да, благодарю вас за заботу, Зельда.
Доктор Фридрих и Франц стали говорить о состоянии окрестностей: какие деревья повалило бурей, где еще не растаял снег, вышла ли река из берегов и так далее. Девушка слушала их, вернее, больше голос хозяина замка, веки ее тяжелели, голова склонялась на подлокотник кресла. Так она постепенно засыпала и не заметила, как уронила голову на колени Франца. Он просто не придал этому значения, только старался не шевелиться, чтобы не разбудить Зельду. Фридрих был так увлечен рассказом о наводнении, что даже ничего не заметил.
- Тише, она заснула, - шепотом прервал его хозяин замка.
Доктор удивленно созерцал эту картину. Девушка уже крепко спала. Франц пристально смотрел на лицо спящей. Он провел рукой по ее мягким волосам.
- Она такая хорошая девушка. Жаль, что я не могу любить ее... Я отнесу ее наверх, постараясь не разбудить. А ты, пожалуйста, позови Марию - говорил хозяин замка шепотом, в котором все равно чувствовалась его обычная холодность.
Зельда проснулась позже обычного. Франц велел Марии не будить ее. Девушка смутно помнила, что заснула в гостиной, а не у себя. «Наверное, снова Франц...» - подумала она. Зельда так волновалась прошлым вечером, что до сих пор чувствовала себя немного уставшей. Она тяжело опустилась на стул перед зеркалом и взглянула на свое отражение. «Я сегодня совсем бледная. Надеюсь, это пройдет...» - сказала девушка про себя.
Тем временем доктор Фридрих разговаривал с Францем в библиотеке.
- Ты бы знал, как Зельда нервничала вчера! Я думал, с ней случится припадок! Она просто места себе не находила, тряслась, как осиновый лист, почти не ела. Но ты и сам видел, как она вела себя, когда ты вернулся. Долго ли еще будешь отрицать, что Зельда тебя любит? - сердито говорил Фридрих.
- А я и не отрицаю. Это пройдет, - спокойно отвечал хозяин замка.
Доктор с горечью вздохнул и отвернулся к книжным полкам. С Францем невозможно было поссориться, однако он, сам того не понимая, мог вывести из себя любого человека отсутствием чувств. Доктор Фридрих взял себя в руки и снова заговорил:
- Неужели тебе совсем не нравится Зельда?
Франц посмотрел на него своим холодным взглядом. Каждому, кто заглядывал в эти глаза, становилось на минуту страшно. Хозяин замка неподвижно сидел в кресле с непроницаемым лицом и походил больше на великолепную статую, чем на человека.
- Она очень красивая, как я уже и говорил. И при том добрая, искренняя и невинная. В ней определенно что-то есть - бесстрастно рассуждал он.
- Ее присутствие тебе как-то мешает? - не унимался Фридрих.
- Ничуть. Я к ней привык.
- Так почему тебе бы не жениться на ней? - с торжеством произнес доктор.
- И сделать ее несчастной до конца дней? Фридрих, ты меня разочаровываешь.
- Почему она будет несчастна? Да она будет на седьмом небе от радости.
- Разве сможет она прожить всю жизнь с человеком, который ее не любит и никогда не полюбит?
- До сих пор ее как-то не смущало то, что ты ничего не чувствуешь.
- Как же вы не понимаете... Она живет надеждой на то, что я полюблю ее. Сейчас эта светлая надежда наполняет ее существо. Но что будет потом, когда эти чувства, не найдя ответа, угаснут. Я считаю, что нужно просто подождать. Она сама поймет, насколько бесполезно любить меня.
- Она всего лишь женщина, Франц!
- А разве женщина по-вашему не человек? Я не сомневаюсь, что Зельда - одна из лучших представительниц женского рода. Она достойна лучшего мужа, того, кто будет по-настоящему любить ее. Это же элементарная справедливость.
- Но если она любит тебя?
- Это не может продолжаться долго.
- Мы опять вернулись к тому, откуда пришли...
- Я всегда поступал так, как вы меня учили. Я оставил Зельду здесь потому, что вы учили меня помогать людям. Я был внимателен к ней потому, что вы говорили относиться по-особому к женщинам. Я не могу жениться на ней потому, что вы учили меня никогда не лгать, быть честным всегда и во всем. И что же теперь? Вы, мой воспитатель, сами же недовольны мной, - медленно произнес Франц и откинулся на спинку кресла.
Доктор Фридрих опустил глаза и снова вздохнул. Хозяин замка вышел из библиотеки. Каждый остался при своем.
За завтраком никто почти не разговаривал: у Зельды не осталось сил, Фридрих был зол, а Францу это просто не нужно было. Девушка чувствовала едва уловимое напряжение, царившее в столовой, однако не понимала его причины.
Когда все встали из-за стола, хозяин замка сразу же подошел к ней.
- Давайте отложим наши музыкальные занятия до завтра. Вы очень бледны, Зельда. Быть может, прогуляетесь немного? Фридрих сказал мне, что вы вчера сильно переволновались. Прогулка пойдет вам на пользу, я уверен - спокойно и холодно сказал он.
- Я могу попросить вас составить мне компанию? Пожалуйста... - ответила Зельда грустным голосом, смотря прямо в ледяные голубые глаза Франца.
Он помолчал с минуту, задумавшись. Хозяин замка заглянул девушке в глаза, будто искал там что-то. Она отвела взгляд, сама не зная почему.
- Хорошо - ответил наконец он.
Зельда и Франц вышли из замка и теперь медленно шли по саду. На деревьях уже были видны почки, лед, сковывавший пруд, совсем расстаял, в воздухе стоял особый аромат весны. Лес постепенно оживал, просыпался от зимнего сна, но происходило это медленно, почти незаметно для человеческого глаза. Где-то вдалеке пела птица, река, наполнившаяся талой водой, тихо журчала, облака то и дело загораживали пока еще робкое солнце на бледно-голубом небе. Девушка и хозяин замка молчали, она опиралась на его руку и думала, а он просто слушал, как шелестит ее платье.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Таинственный замок или любовь без ответа
De TodoЭта история о любви, написанная с использованием некоторых фантастических подробностей. Возможно, сюжет покажется кому-то банальным, но главный персонаж, думаю, стоит особого внимания. Разве не интересно вам будет приоткрыть завесу, узнать каков он...