Признанные авторы со всего мира часто дают полезные советы начинающим писателям и делятся идеями об особенностях своего ремесла. ЮНЕСКО утверждает, что суть Всемирного дня книг заключается в продвижении открытого и доступного каждому общества знаний. Принимая это во внимание, мы представляем вам ценные идеи разных авторов со всего мира от США до Перу, от Нигерии до России.
Для того, чтобы создать по-настоящему сильную сцену, делайте одно предложение логическим продолжением другого
Признанный мастер научной фантастики и фэнтези, эссеист Урсула Ле Гуин со страниц своего руководства для писателей «У штурвала ремесла» говорит:
Именно отдельные сцены ? самое важное в произведении ? обстановка, характеры, взаимодействие персонажей, диалоги, чувства ? всё это заставляет нас задержать дыхание, воскликнуть в нетерпении ... и перевернуть страницу для того, чтобы узнать, что же произойдёт дальше. И поэтому, до тех пор, пока не кончится сцена, каждое предложение должно следовать одно за другим и находиться в тесной взаимосвязи.
Откажитесь от стереотипов, и тогда ваши персонажи станут реалистичными и неоднозначными
Автор из Нигерии Чимаманда Нгози Адичи приводит великолепный аргумент в пользу отказа от стереотипов и создания убедительных и правдоподобных персонажей:
Бросить вызов стереотипам не является главной целью моего творчества. Я считаю, что такой подход не менее опасен, чем стремление «слепо следовать» стереотипам. Я говорю «опасен», потому что художественная литература, которая начинается с этого, часто оказывается надуманной и перегруженной из-за этой высокой цели. На самом деле, я считаю, что, когда автор эмоционально искренен — это автоматически ставит под сомнение существование единственной точки зрения, помогает сделать историю по-настоящему человечной и неоднозначной. И я постоянно напоминаю самой себе, что самое важное — оставаться искренней.
Найдите способ идентифицировать себя с персонажами, не похожими на вас
Турецкий писатель, лауреат нобелевской премии Орхам Памук говорит о силе (и значимости) эмпатии и воображения в работе писателя:
Романы похожи на политику, потому что в них мы идентифицируем себя с людьми, которые не похожи на нас. И именно поэтому мне нравится повествование от первого лица. Используя его, я должен точно передать голос кого-то, совершенно не похожего на меня.
Позвольте себе делать ошибки и учиться на них
Даже такие признанные авторы, как немецкий писатель Гюнтер Грасс, совершали ошибки на пути к достижению писательского мастерства:
Я сделал ошибку, когда писал свой первый роман: все персонажи, которых я представил, были мертвы к концу первой главы. Мне буквально не о ком стало писать! Это было моим первым писательским уроком: будь осторожен со своими персонажами.
Продумывайте такие вещи, как тон повествования
Колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес рассказал, как в историях своей бабушки он нашёл вдохновение для создания собственного уникального тона повествования, который в дальнейшем он использовал в своей самой популярной книге:
У меня в голове всегда была идея того, к чему в итоге я хотел прийти, но всегда чего-то недоставало, и я никак не мог понять, чего именно. До тех пор, пока однажды я не отыскал подходящий тон — тон, который, в конце концов, я использовал в романе «Сто лет одиночества». Он во многом был похож на манеру рассказа моей бабушки. Она рассказывала истории, которые звучали сверхъестественно и фантастически, но в её изложении они казались чем-то совершенно естественным.
Будьте щедры с читателем
В одном из интервью Арундати Рой, индийская писательница и общественный деятель, заявила, что автор должен в первую очередь заботиться о читателе, а не о собственном эго:
Я всегда говорю о том, что среди великих писателей есть эгоистичные и щедрые. После книги эгоистичного всё впечатление читателя сводится к ощущению авторского величия, в то время как благодаря щедрым писателям в воспоминаниях читателя остается целый мир, созданный автором. И для меня писательство — это проявление щедрости.
Учитесь, читая критику
Южноафриканский автор и активист движения против апартеида, Льюис Нквози, делится своей точкой зрения о том, как важно читать критику на чужие произведения:
Как я учусь на критике и как применяю её к собственному творчеству? Я читаю критику на те произведения, которые мне интересны, на тех авторов, что впечатляют меня — таким образом их слабые места помогают мне найти мои собственные. А затем я говорю себе: «Эй, Льюис, ты должен постараться избежать этих ошибок».
Не позволяйте жанровым или вкусовым рамкам ограничивать вас
Мы привыкли к противостоянию популярной или жанровой художественной литературы и элитарной литературы, но датский писатель Питер Хёг, имеет своё нетривиальное мнение на этот счёт:
Это ошибка — разделять искусство на популярное и изящное, высокоумное, высококачественное... На деле на это нет никаких оснований. Это просто способ дистанцироваться от людей с нетипичными литературными вкусами, от тех, кто не похож на остальных. Это способ оградиться от реальности в одном из её проявлений. Поэтому мне нравится играть с жанрами и действительностью, соединяя триллер и любовную историю.
Воспитывайте в себе дисциплину и способность фокусироваться
Австралийский писатель и автор лекций для начинающих писателей Питер Кэри даёт такой совет на страницах «National Novel Writing Month»:
Возможно своим советом я не открою вам ничего нового — вы должны писать регулярно, писать каждый день. Вы должны относиться к этому как к единственной самой важной части вашей жизни. Вы не должны зависеть от прихотей вдохновения, всё что вам нужно — лишь устойчивая привычка писать регулярно, даже если вы больны, если вам грустно или скучно. Ничего не должно останавливать вас, даже ваши любимые дети. Если у вас есть дети, поступайте как Тони Моррисон — пишите, пока они еще спят.
Читайте всё — от классиков до современников
Ирландский автор Колум Маккэн в своей книге «Письма начинающим писателям» даёт великолепный совет:
Начинающий писатель должен читать своих современников. Яростно и ревностно. Ты должен зависать в книжном часами, пребывая в размышлении и напряжении. Пролистывать книги до биографии и обратно. Ты должен заставить кровь кипеть. Чёрт, этот автор из моего родного города. Как он посмел написать то, о чём хочу написать я? Да, это ярость, но лишь временная. Не ради соперничества – ради страсти. (В конце концов, они же не пытаются забрать твою работу: твоя работа целиком твоя, и вряд ли кто-то захочет завершать твой кусок литературного плотничества, если только это не стул из Икеи).
Будьте открытыми силе воспоминаний и используйте её
Португальский писатель Жозе Сарамаго так говорит о силе и творческом потенциале памяти:
Без памяти не было бы и литературы. Писатели постоянно подпитываются собственными воспоминаниями, как и, на самом деле, каждый из нас. Память — это наш глубочайший, настоящий язык. Это наша сокровищница, золотой или алмазный рудник, и нам нужно всегда держать его открытым, помнить о значимости нашего детства, которое, так или иначе, когда мы вырастаем, влияет на нашу жизнь и характер.
Знайте себя и свои взгляды на жизнь
Итальянский автор Итало Кальвино так отзывается о значимости самосознания:
Для того, чтобы писать о высшем обществе, тебе нужно знать о нём всё и быть его частью, как были его частью Пруст, Радиге и Фицджеральд: по-настоящему важно не то, любишь ты этот мир или ненавидишь, а лишь то, насколько чётко ты обозначаешь своё к нему отношение.
Контролируйте и принимайте рутинную сторону работы писателя
Нобелевский лауреат и польская поэтесса Вислава Шимборска даёт следующий совет:
Одно удовольствие рассказывать знакомым о том, как поэтическая муза появляется в пятницу ночью в 2:45 и начинает шептать таинственные секреты с таким рвением, что мы едва успеваем их записывать. Но дома, за закрытой дверью великие писатели тщательно исправляют, вычёркивают и переписывают эти таинственные строки. Муза — это просто замечательно, но даже у поэзии есть своя прозаическая сторона.
Будьте готовы к пристальному вниманию общественности
Признанная канадская писательница Маргарет Этвуд на своём сайте даёт писателям совет (не без доли юмора):
Мир литературы жесток. Действуй осторожно. Не говори слишком тихо, так тебя могут не услышать, и не говори слишком громко, все подумают, что ты глуховат. Придерживайся золотой середины. И старайся не носить мини юбки на сцене, если только ты не обладательница идеальных ног. Не теряй головы. То, что происходит в Вегасе, больше не остаётся в Вегасе. Теперь у людей есть фотоаппараты.
Найдите свой уникальный и истинный голос
Английский писатель Джулиан Барнс, в интервью The Paris Review так говорит об оригинальности и истинности в художественной литературе:
Я думаю, что великая книга, если оставить в стороне такие её качества, как сила и характер повествования, стиль и тому подобное — это книга, которая описывает мир так, как он никогда ещё не был описан раньше; и те, кто читают её, понимают это и воспринимают как новую правду об обществе, или эмоциональной составляющей нашей жизни, или о том и другом одновременно — они никогда ещё не встречали эту правду ни в официальных записях, ни в государственных документах, ни в СМИ или на телевидении.
Находите баланс между витиеватым и простым стилем
Великий русский драматург и мастер короткого рассказа Антон Чехов дал в письме молодому Максиму Горькому совет:
Вы настоящий пейзажист. Только частое уподобление человеку (антропоморфизм), когда море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, говорит, грустит и т. п., такие уподобления делают описания несколько однотонными, иногда слащавыми, иногда неясными; красочность и выразительность в описаниях природы достигаются только простотой, такими простыми фразами, как «зашло солнце», «стало темно», «пошёл дождь» и т. д.
Избегайте упрощения каждой неясности или неоднозначности
Милан Кундера, французский писатель чешского происхождения, в своей книге «Искусство романа» так отзывается об опасности излишнего упрощения для писателя:
Человек мечтает о мире, где добро и зло были бы чётко различимы, потому что в нём живет врождённое, неискоренимое стремление судить прежде чем понять. В этом стремлении скрыта неспособность принять изначальную относительностью вещей, неспособность смириться с отсутствием Высшего Судии. Из-за этой неспособности мудрость романа (мудрость неопределённости) становится сложной для принятия и понимания. Другими словами, с точки зрения злодеев именно они и есть «хорошие парни», и их система ценностей, если они выступают в роли главных героев, «правильная».
Избегайте влияния своего присутствия на повествование
Одна из причин почему фраза «Не говори, просто покажи» понимается неверно — начинающие писатели слишком сильно демонстрируют своё присутствие в тексте. Помогая читателю полностью погрузиться в происходящее и позволяя своим персонажам самим говорить и разыгрывать представление, автор зачастую добивается куда большего драматического эффекта, чем разрушая четвёртую стену. Как говорил Густав Флобер:
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Книга для авторов
Roman pour AdolescentsВсе советы для хорошей книги! Делюсь своим опытом, а также кое-где подобрала интересную информацию!