(39) " С кем остается ребенок старшего возраста?"

431 9 0
                                    

От Абу Хурейры [передается,] что он сказал:

«К Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала:
«Мой муж хочет забрать моего сына, которого я поила и о котором я заботилась».
И Пророк сказал:
«Это твой отец, а это твоя мать. Возьми за руку того, с кем ты хочешь остаться».
И он взял руку матери, и
она ушла с ним»

(Абу Дауд, ан-Насаи и ад-Дарими).

Этот хадис дополняет и поясняет предыдущий хадис. Если ребенок достиг возраста, когда сам может определить, с кем хочет быть
и с кем ему будет лучше, то он сам может выбрать.
Это очень сложно, и поэтому родителям не стоит превращать выбор ребенка в поле битвы, напротив, нужно дать ему самому выбрать того родителя, с которым он хочет дальше жить.
Это подтверждается и другим хадисом:

От Абу Хурейры [передается,] что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дал подростку выбрать между его отцом и матерью

(ат-Тирмизи).

На основе этих хадисов действуют шафииты. Однако, согласно
ханафитскому мазхабу, если ребенок достиг возраста, когда может сам справлять нужду, сам есть и одеваться, он остается с отцом. И аль-Хассаф сказал, что это возраст семи лет.
Ибн Абидин пишет:«В «Аль-Фатх» сказано: «Отец должен забрать ребенка, после того как тот уже не будет нуждаться в матери, потому что ему обязательно обеспечивать его и защищать его». В «Шарх аль-Маджа»:
«Когда ребенок перестанет нуждаться в уходе, отец (либо кто-то из родственников и опекунов) должен его забрать, потому что они могут лучше его воспитать и обучить».
В «Аль-Хуляса» и других книгах: «Когда девочка становится совершеннолетней, то ее родственники по отцовской линии предпочтительнее. И предпочтение отдается по родственной близости»».
Таким образом, ханафиты ограничивают право матери на несовершеннолетнего ребенка временем, когда тот не может сам за собой ухаживать, а потом право переходит к отцу.
Автор «Ад-Дурр» говорит:

«У ребенка нет права выбора, будь он мужского пола или женского, в отличие от мнения аш-Шафии. И это до совершеннолетия, а потом он может выбирать родителя. Если же ребенок захочет жить отдельно, то у него есть такое право».
Шафииты понимают этот хадис в том смысле, что ребенок может
выбирать даже до совершеннолетия, а ханафиты говорят о праве выбора после совершеннолетия, потому что до него ребенок не может объективно оценить, с кем ему будет лучше.

✨«Сорок хадисов о женщинах»✨Место, где живут истории. Откройте их для себя