3.16

40 0 0
                                    

Влияние общества на наш образ тела
Кстати, что такое образ тела?
Это то, как мы видим себя, когда смотримся в зеркало, или то, как мы представляем себе своё тело.
Образ тела включает в себя наши убеждения о своём внешнем виде и о теле, предположения, установки, обобщения и т. д. В него входят также наше отношение к своей внешности и телу – к росту, фигуре, весу, каким-то анатомическим особенностям и пр. И, наконец, сюда относятся наши ощущения от тела в различных ситуациях, т. е. то, как мы чувствуем себя в этом теле.
Как видно из всего вышеперечисленного, многие из нас начиная с детского возраста усваивают из окружающей среды различные сообщения, которые могут привести к отрицательному (искажённому) образу собственного тела. Например, постоянная бомбардировка глянцевым идеалом приводит миллионы женщин к тому, что они считают себя толстыми и некрасивыми, хотя на самом деле они нормальны и красивы.
Научно доказано, что у тех, у кого образ тела отрицательный, вероятность расстройств пищевого поведения, депрессии, тревожных расстройств и низкой самооценки значительно выше. Понятно, что это чаще будут женщины, чем мужчины.
Я была очень худенькой в детстве, а после первой менструации набрала вес до, как сейчас я понимаю, нормального телосложения. Моя мама начала говорить мне, что я толстая, что у меня складки на боках и что мне надо перестать есть. Ирония в том, что буквально за пару лет до этого мама точно так же заставляла меня есть почти насильно – мне не позволялось выйти из-за стола, пока я не доем. Теперь же я должна была прекратить есть. Каждый божий день с 15 и до 26–27 лет я думала о том, что я толстая и мне надо похудеть. В какой-то момент я похудела до 45 кг, и у меня пропали месячные. Вся еда передо мной в моём мысленном взоре была увешана ярлыками с калорийностью. Нормальный день – если я ела только овощи. Хороший – если ничего, кроме воды.
Слава богу, мне не хватило упёртости довести это до серьёзных проблем со здоровьем.
С тех пор я благодаря терапии совершенно перестала сидеть на диетах, ем что хочу и когда хочу. К сожалению, своё тело я от этого ненавидеть не перестала. Мне до сих пор кажется, что если бы я была худой и спортивной, всё в жизни было бы лучше, хотя, конечно, это не так. Я ненавижу свой живот, свои бёдра и попу, свои плечи. Я просто решила делать вид, что это неважно – fake it until you make it. Я раздеваюсь на пляже, в спортзале, для секса, я не скрываю свою фигуру одеждой, я не стараюсь казаться другой. Я решила, что буду жить так, как будто я уже худая и спортивная. Ну и в целом я считаю себя совсем некрасивой, рассматриваю себя во всех зеркалах в надежде увидеть там что-то привлекательное.
Я, наверное, уже намозолила всем глаза своим постоянным упоминанием СМИ как проводника неких общественных стандартов внешности. Простите, осталось чуть-чуть. Последнее, о чём я тут хочу сказать, – так это то, что у меня есть к массмедиа свой небольшой счёт, который касается инвалидности и «ненормативных» тел.
Дело в том, что мы живём в эпоху, когда отечественные СМИ усиленно продвигают только здоровые и «нормативные» тела как желанные и привлекательные. Хорошо быть здоровым и богатым, плохо быть больным и особенным. Дети, по возможности этого избегайте. Поэтому инвалиды и люди с разными особенностями телосложения (анатомическими отличиями) почти никогда не изображаются в рекламе. В кино и вообще в любых визуальных продуктах они практически не присутствуют – ни как обычные люди, ни как профессионалы, ни как члены общества. Согласно исследованиям, люди с особенными телами составляют около 2,5 % героев самых кассовых фильмов Голливуда за последние 10 лет{30}. Так что пандусы теперь везде есть, а инвалидов в зоне видимости как не было, так и не появилось.
Это во многом происходит потому, что инвалидность и болезнь, меняющая тело, всё ещё содержат в себе социальную стигму (метку, клеймо), всё ещё являются «чумной зоной» для СМИ. Это поддерживает отвержение и страх перед людьми с определёнными физическими отличиями и банально не даёт другим людям к ним немного привыкнуть. Поэтому те, кто помечены обществом как «ненормальные» по причине физического отличия – инвалидности или болезни, не просто сталкиваются с дискриминацией и изоляцией. Нет, всё куда хуже. Они вообще не чувствуют себя видимыми и значимыми до тех пор, пока «носят» своё ненормативное тело. Понятно, что большинство из нас «носят» его пожизненно, уж так получилось, простите. Поэтому у нас не может быть никакого другого решения проблемы, мы вынуждены просто терпеть. К сожалению, всё это усугубляет непринятие своего тела не только у инвалидов и людей с внешними отличиями, но и у остальных. Потому что такая стигма мгновенно выносит в зону «отверженных» всех, кто выпал из нормативности по физическим параметрам, не важно – по болезни или, например, после беременности.
Но, ладно, уже хватит о нормальности и глянцевом стандарте красоты, т. к. основная мысль понятна. Всё это сильно мешает нам принимать себя такими, какие мы есть. А противостоять очень сложно, потому что образ «идеального» тела транслируется буквально из каждого утюга.
К сожалению, проблемы с принятием своего тела не сводятся лишь к конфликту с этим самым глянцевым стандартом красоты. Есть довольно большая группа людей, которые совершенно не стремятся быть похожими на рекламные картинки и на супермоделей. Но тем не менее они тоже испытывают массу проблем с принятием своего тела и внешности.
Я неженственно непропорциональна: не особо высокая, а ступни, ладони, голова огромные, размер ноги 40–41. И хочется вечно куда-то спрятаться, уменьшиться и слиться с фоном. Прям невозможно это принять!

Рецепт счастья. Екатерина СинитоваМесто, где живут истории. Откройте их для себя