Как сделать так, чтобы стало лучше?
Как принимать свои «плохие» стороны, учитывая тот факт, что сама эта идея – принять что-то плохое в себе – кажется довольно странной и не очень-то откликается внутри?
И снова мы с вами пойдём по уже знакомой схеме, такой же, как и в случае с телом, как и в случае с принятием прошлого и ограничений. Вы, наверное, уже поняли, что я вижу свои особенности на каждом из этапов, и в этой главе вам тоже не удастся отвертеться от того, чтобы я о них рассказала. ☺
Снова очень неприятная часть, которая связана с «экспозицией» неприемлемого, – период наблюдения. То есть, к сожалению, первым шагом к принятию снова будет «знакомство с собой заново» – а значит, погружение во все эти ощущения, которые либо были причиной вашего внутреннего конфликта, либо уже много лет его сопровождают.
Среди этих ощущений и чувств есть наши старые друзья – стыд, вина, отчаяние и бессилие. Иногда к ним ещё добавляются отвращение, раздражение, грусть, гнев, тревога, растерянность... в общем, много чего. Обычно на этом этапе ещё совершенно не видно цели впереди и кажется, что неприятные эмоции вкупе с неприятием своих «неправильных» и «плохих» черт характера будут всегда. А также бывает много сомнений – ведь идея про «плохие» и «хорошие» качества сидит в нас всех очень плотно, поэтому начинать работу по принятию вроде как означает выдать себе индульгенцию на то, чтобы оставаться плохим, да ещё и радоваться этому.
Поэтому погружаться совершенно не хочется.
Тем не менее без этого очень важного шага мы с вами не сможем пройти дальше. Поэтому вам имеет смысл пытаться его сделать, хотя бы в каком-то виде.
Вот некоторые способы облегчить себе наблюдение.
Упражнение «Внутреннее Чудовище»
Это упражнение поможет облегчить прохождение этапа наблюдения. Тут мы попробуем познакомиться со своим Внутренним Чудовищем.
Ход упражнения:
1. Возьмите лист бумаги или откройте новую заметку в телефоне.
2. Запишите все те личностные черты, которые вам трудно в себе принять, поэтому вы их в себе отвергаете и мучитесь этим. Сделайте что-то вроде списка своих «плохих» качеств.
3. Попробуйте мысленно соединить получившиеся пункты списка – например, представить себе существо, которое обладает всеми качествами одновременно, причём в сильной степени, гораздо сильнее, чем вы. Если у вас есть желание порисовать, то вы можете изобразить это существо. Это человек или не совсем? Кто это? Какой он(а)? Придумайте существу имя. Попробуйте составить монолог Внутреннего Чудовища, его/её рассказ о себе и о своей жизни. Как ему живётся? В чём ему плохо, чего ему не хватает? Добавьте к мысленному образу или рисунку что-то, чего не хватает вашему существу.
Упражнение «Процессинг»
Если предыдущее упражнение сделано, можно приступить к этому. Оно также поможет сделать этап наблюдения максимально безболезненным.
Ход упражнения:
1. Возьмите список из предыдущего упражнения и допишите или додумайте к каждому пункту немного подробностей про себя самих.
• Когда у вас появилось это качество?
• Почему? В связи с чем или с кем?
• Сразу ли оно стало вам сильно мешать?
• Почему, как вам кажется, вам трудно это в себе принимать?
2. Не надо делать из упражнения никаких выводов, просто зафиксируйте ответы на эти вопросы у себя в голове или на любом носителе, и всё. Не пытайтесь контролировать возникающие эмоции – они могут быть неприятными, это нормально. Дайте им проходить через вас, как проходят воздух или микрочастицы света.
3. Вы также можете с кем-то поговорить про этот список или про какой-то пункт из него. Или постарайтесь почаще думать об этом, например каждый день по 10–15 минут. Повторюсь, не надо пытаться прийти ни к каким выводам – просто расскажите себе или другим людям про свои «симптомы» и трудности, как если бы вы давали интервью или были на приёме у врача.
Упражнение «Корректируем личный словарь обзывалок»
В завершение приведу ещё один способ облегчить себе этот этап.
Ход упражнения:
1. Возьмите листок от упражнения «Личный словарь обзывалок» (см. главу 4) или откройте файл с записями.
2. Попробуйте переформулировать каждую фразу и каждое слово так, чтобы стало лучше, и запишите её рядом.
Пример:
«Ну я и тетеря! Вечно всё забываю!» – «Ну я и жар-птица! Как разгонюсь на взлёте, так мимо чего-нибудь проскочу!»
Правила для переформулирования:
• без частиц «не» и отрицания;
• без гиперобобщений «вечно», «постоянно», «никогда»;
• критикующие и злые слова и глаголы поменять на антонимы или противоположные по смыслу и эмоциональному посылу
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Рецепт счастья. Екатерина Синитова
RandomПринять и полюбить себя «как есть» - для многих недостижимая цель. Нам со всех сторон внушают, что мы должны становиться лучше, избавляться от недостатков или хотя бы их скрывать. Мы постоянно себя критикуем, чего-то стыдимся и никак не можем обрест...