5.23

30 0 0
                                    

Принятие своего прошлого, или Как помириться с собой, если о многом даже и думать лишний раз не хочется?
Успех – это результат перемещения между неудачами без потери энтузиазма.
Дэвид Гай Пауэрс.
Как сказать несколько слов
Начинается очень большой раздел, который включает в себя не только описание типичных трудностей в принятии себя, не только упражнения, но и мои попытки показать ход мыслей – и мой, и других людей. Потому что, мне кажется, мало описывать механизм и давать инструкции. Надо ещё дать возможность увидеть, как оно в жизни устроено у людей, как выглядит на самом деле.
Начнём потихоньку.
Когда я обдумываю какие-то тексты, я обычно начинаю с Google – чтобы не повторяться и чтобы понять, так сказать, атмосферу по этой теме. О чём вообще пишут, когда хотят что-то такое написать.
Так вот в этот раз я обдумывала главу о принятии своего характера, своих выборов, своего прошлого, возможностей и ограничений, ошибок и изъянов и т. д. Погуглила. И вот что там нашла (примерно 75 % текстов – такие или точно такие):
Ваши ошибки и проблемы – это то, что есть. Уж как есть. Принимайте себя как есть, и поймите, что ошибки – это часть вас. Если вы не можете их изменить, примите их – ведь это единственный оставшийся у вас вариант для того, чтобы по-настоящему полюбить себя. Ваши ошибки делают вас теми, кто вы есть, так что присвойте их!
После этого стало немного понятнее, почему в 2019 г. при сотнях тысяч коучей, психологов, авторов и при миллиардах созданных ими продуктов принятие себя у нас всё ещё является недостижимой целью. Да потому что, видимо, даже те из них, кто что-то понимает, не могут это описать так, чтобы другие тоже что-то уяснили. И мало кто вообще пытается деконструировать алгоритм «принимайте себя как есть», разобрать его на кусочки и пошагово провести по нему людей, которые сами пройти по нему не могут – иначе бы давно прошли. Поэтому рождаются такие вот тексты в стиле «Мыши, просто станьте ёжиками!».
Если честно, я не знаю, получится ли у меня прямо вот провести вас по шагам и привести в точку принятия, но такого, как абзацем выше, я писать в этой главе точно не буду. Я гораздо обстоятельнее и зануднее и обычно объясняю буквально всё, даже слишком многое. И никогда не прибегаю к конструкциям типа «Просто поймите, что...», отдавая себе отчёт, что все, кто мог «просто понять», уже давно просто поняли.
Будем считать, что в этом случае это плюс:)
Из чего состоит принятие себя как человека?
А состоит оно вот из чего:
• Принятие своего характера вместе со всеми его сторонами – приятными и неприятными, хорошими и плохими, полезными и вредными.
• Принятие своего прошлого и своих выборов, а также их последствий.
• Принятие своих возможностей и ограничений, своей динамики – т. е. того, как вы движетесь по жизни, что вам свойственно в процессе движения, какие у вас есть жизненные «привычки», темп и всякое прочее.
• Принятие своих отличий, несовершенств, слабостей и уязвимостей.
Не так уж много, не так уж мало. Итогом принятия всего этого становится некий многоцветный, живой и меняющийся пазл, который и будет вами, с человеческой точки зрения. Чувство, которое является маркером принятия и гармонии, можно описать так: при внутреннем взгляде на этот пазл, на себя в целом вы будете в основном довольны и спокойны. Необязательно безудержно счастливы – но довольны и спокойны. Да, это возможно.
Иногда примириться с некоторыми эпизодами из своего прошлого и с тем, какие выборы мы делали в какие-то моменты, не просто трудно, а практически невозможно. Мучительно бывает даже думать об этом. Мучительно настолько, что иногда милосердная память просто выщёлкивает эти кусочки из архива воспоминаний, чтобы они не погружали нас каждый раз в пучину стыда, вины, отчаяния и непоправимости.
Почему так?
О, это длинная история. И начинается она там, где нас впервые обучают принятию решений – обучают как могут, понятное дело.
Обучение принятию выборов
Занимаются этим обычно семья и общество. Как правило, в таком обучении, которое начинается в довольно раннем детстве – уже в 2–3 года, неотъемлемо присутствуют три компонента:

Рецепт счастья. Екатерина СинитоваМесто, где живут истории. Откройте их для себя