5.Хайман,мой Хайман
Никто не слушает. Пой вольно и свободно, пой только для себя - как птица,что поет не ради власти на земле иль в небе, а ради счастья выйти за пределы самой себя. Пусть из ничего возникнет что-то.
Стэн Райс «Техасская сюита »
До этой ночи,этой ужасной ночи,он любил подшучивать над собой: он не знает,кто он и откуда,нознает,что ему нравится.
А ему нравилось многое из того,что его окружало:цветочные лотки науглах,сияющие по вечерам молочно-белым светом огромные здания из сталиистекла,деревьяи,
конечно,трава под ногами . И купленные им вещи из блестящей пластмассы и металла,будь то игрушки,компьютеры, телефоны-неважно . Ему нравилось разбираться в них,осваивать,а потом сминать в крошечные разноцветные шарики,которыми можно жонглировать или вышвыривать их из окон,когда поблизости никого нет.
Ему нравились звуки рояля,кино и стихи,которые он находил в книгах.
Еще ему нравились автомобили,сжигавшие,
подобно лампадам, добытую из-под земли нефть . И огромные реактивные самолеты,летавшие на основе тех же научных принципов выше облаков.
Каждый раз,когда над его головой пролетал самолет,он останавливался и прислушивался к доносящимся сверху людским разговорам и смеху.
Самым большим наслаждением для него было вождение машины . В течение одной ночи он мог промчаться в своем серебристом «мерседесе» погладким пустым дорогам от Рима до Флоренции и до Венеции . Ему также нравилось телевидение -крошечные пучки света и весь электронный процессвцелом.Как спокойно чувствовал он себя в обществе телевизора,наедине с огромным числом мастерски накрашенных лиц, дружески разговаривающих с ним со светящегося экрана. Рок-н-ролл ему тоже нравился. Ему нравилась любая музыка. Ему нравилось,как Вампир Лестат поет «Реквием для маркизы ».Он не вслушивался в слова . Важнее была печальная мелодия и мрачный аккомпанемент барабанов и тарелок . У него возникало желание танцевать.
Ему нравились гигантские желтые машины,которые поздней ночью взрезали землю в больших городах,в то время как вокруг суетились люди в униформе;нравились двухэтажные лондонские автобусы и,конечноже, люди-умные и ловкие смертные.
Он любил прогуливаться вечерами по Дамаску,когда перед его глазами внезапно вспыхивали картины разрозненных воспоминаний о том,каким был этот город в древности . Он вновь видел на этих улицах римлян,греков, персов,египтян...
Ему нравились библиотеки,где в больших,глянцевых,приятно пахнущих книгах можно найти фотографии древних памятников . Он и сам фотографировал новые города,в которых бывал,и иногда накладывал на изображения те образы,которые по-прежнему присутствовали в его памяти.Например,на фотографии,сделанной в Риме,вместо современных жителей города в их тяжелой,грубой одежде он мог увидеть людей туниках и сандалиях.
В общем,вокруг было множество вещей,достойных восхищения: скрипичная музыка Бартока,церковные певчие -девочки в белоснежных платьях,выходящие в полночь из храма после христианской мессы.
Конечно же,ему нравилась и кровь его жертв . Об этом и говорить не стоит.Кровь не имела отношения к его развлечениям . Смерть вовсе не казалась ему забавной.Он преследовал добычу молча и не желал с ней знакомиться . Достаточно было смертному просто заговорить с ним,как он тут же поворачивался и уходил . Неприлично,считал он,разговаривать с этими нежными,ласково смотрящими на вас созданиями,а потом торопливо поглощать их кровь,ломать им кости и слизывать мозг, превращать их тела во влажное месиво . А охотился он теперь именно так,с невероятной жестокостью . Он больше не испытывал острой потребности в крови,но хотел ее . Им руководила не жажда,но овладевавшее всеми по мыслам и неистовое желание . За одну ночь он мог выпить кровь трех,а то и четырех жертв.
И все же он был уверен,абсолютно уверен в том,что когда-то был человеком.Да,когда-то он гулял под жаркими лучами полуденного солнца, хотя сейчас,конечно же,это ему недоступно . Ему виделось,как он сидит за простым деревянным столом и маленьким медным ножиком разрезает спелый персик.Лежащий передним плод очень красив . Ему был знаком вкус персика.Он знал вкусхлеба и пива.Он помнил,как солнце освещало простирающееся на многие мили вокруг тускло-желтое песчаное пространство.«Приляг и отдохни под полуденным солнцем »,-кто-то когда-то сказал ему эти слова . Был ли это последний день его жизни?Да, нужно было отдохнуть,ибо вечером царь и царица призывали к себе всю знать,и что-то ужасное,что-то... Но что именно,он вспомнить не мог. Нет,он просто знал об этом -точнее,до этой ночи . До этой ночи ... Он не вспомнил даже тогда,когда услышал песни Вампира Лестата. Надо сказать,что этот рок-музыкант,называющий себя тем,кто пьет кровь, слегка заинтриговал его как личность . Он действительно обладал какой-то неземной внешностью -но ведь это телевидение . Многие люди из головокружительного мира рок-музыки выглядели как существа из другого мира . а голос Вампира Лестата был так по-человечески эмоционален.
В его голосе звучали не только эмоции,но и человеческие амбиции, причем совершенно специфического рода . Вампир Лестат хотел быть героем . Когда он пел,то заявлял:«Вы должны признать важность моего существования! Я-символзла;и если я подлинный символ,значит,я творю добро ».
Очаровательно . Только человек способен додуматься до такого парадокса . Ему это было хорошо известно,поскольку он и сам когда-то был человеком.
Теперь же он обладал сверхъестественным восприятием окружающего.Это правда.В отличие от него люди не способны с одного только взгляда постичь принципы работы любого механизма . Именно сверхъестественными силами можно объяснить тот факт,что все вокруг казалось ему «знакомым».Ничто в мире не могло его теперь удивить -ни квантовая физика,ни теории эволюции,ни картины Пикассо,ни тот факт, что детям вводят вирусы,чтобы защитить их от болезни . Создавалось впечатление,что задолго до своего появления здесь он уже имел представление обо всем этом . Даже задолго до того,когда мог сказать:«Я мыслю,значит,я существую ».
Но,несмотря ни на что,он во многом сохранил человеческое восприятие мира.Этого нельзя отрицать . Он мог чувствовать человеческую боль,причем настолько сильно,что иногда это даже пугало . Он знал,что такое любовь,что такое одиночество -ода,эти чувства были ему известны,пожалуй,лучше всего,и особенно остро он переживал их, слушая песни Вампира Лестата.Вот почему он не обращал внимания на слова.И что еще важно: чем больше крови он пил,тем более походил на человека.
Когда он впервые появился в этой эпохе,он даже отдаленно не был похож на человека -ни в собственных глазах,ни в глазах окружающих: отвратительный скелет,бредущий по обочине автострады в сторону Афин,-кости,плотно обтянутые тугими венами и покрытые загрубевшей белой кожей . При виде его людей охватывал ужас . Они резко и до упора выжимали педаль газа,лишь бы только поскорее умчаться прочь . Но он успевал прочесть их мысли,увидеть себя их глазами -он понимал их и, конечно,испытывал перед ними неловкость.
В Афинах он раздобыл перчатки,свободного покроя шерстяную одежду с пластмассовыми пуговицами и эти забавные современные ботинки,целиком скрывающие стопу . Он обмотал лицо тряпками,оставив только отверстия для глаз и рта . Грязные черные волосы он прикрыл серой фетровойшляпой.
На него по-прежнему смотрели с любопытством,но хотя бы не убегали с воплями.С наступлением сумерек он бродил в густой толпе на площади Омония,и никто не обращал на него внимания . Как приятно видеть современную суету в этом древнем городе,где и в старину,много веков назад,царило такое же оживление,когда со всего мира съезжались сюда студенты,чтобы изучать философию и искусство . Он смотрел на Акрополь и видел перед собой не современные развалины Парфенона,а тот храм,который возвышался здесь когда-то в древности,-совершенный и прекрасный,истинный дом богини.
Греки,как всегда,были чудесными людьми -деликатнымии доверчивыми,хотя теперь из-за примеси турецкой крови их волосы и кожа стали более темными . Они не обращали внимания на его странную одежду. Он идеально имитировал их язык,лишь иногда допуская забавные ошибки, и им нравилось мягкое,успокаивающее звучание его голоса . Оставаясь один,он замечал,что его плоть постепенно восстанавливается . На ощупь она оставалась твердой как камень . И тем не менее внешность его изменялась . В конце концов,развернув однажды тряпки,он увидел очертания человеческого лица . Так вот,значит,как он когда-то выглядел!
Большие черные глаза с тонкой сеточкой едва заметных морщинок в уголках и довольно гладкими веками . Красивой формы улыбающийся рот. Аккуратный,хорошо вылепленный нос тоже пришелся ему по вкусу . Но больше всего ему понравились брови:очень черные и прямые,не изогнутые и не слишком густые,они располагались довольно-таки высоко над глазами и придавали лицу открытое и слегка удивленное выражение -такие лица внушают доверие. Словом, весьма привлекательное лицо молодого мужчины.
Теперь отпала необходимость скрывать свою внешность,и он стал одеваться в современные рубашки и брюки.Приходилось,однако, держаться в тени-слишком уж гладкой и белой была его кожа.
Знакомясь с людьми,он называл свое имя:Хайман.Однако он понятия не имел,откуда оно взялось.Когда-то,в более поздние времена,его называли Бенджамином,это он тоже помнил.Были и другие имена...Но когда?Хайман...Это его первое и тайное имя,о него никогда не забудет. Он мог нарисовать два крохотных рисунка,означавших слово«Хайман»,но откуда взялись эти символы,он не знал.
Неменьше,чем все остальное,его озадачивали собственные возможности и сила.Он мог пройти сквозь пластиковую стену,поднять автомобиль и зашвырнуть его на близлежащее поле.И это приусловии,что сам он обладал на удивление хрупким телосложением и весил очень мало. Он мог вонзить себе в руку тонкий длинный нож,испытывая при этом весьма странное ощущение.Крови было много.Потом рана закрывалась,и, чтобы вытащить нож,приходилось вскрывать ее заново.
Если говорить о весе,не было в мире такой высоты,на которую он не смог бы подняться.Как будто он решил не признавать существование силы притяжения,и с тех пор она перестала на него действовать . Однажды ночью он взобрался на крышу высотного здания в центре города,а потом полетел вниз и мягко приземлился прямо по среди улицы.
Как приятно сознавать все это.Он знал,что при желании может преодолевать большие расстояния.И он уверен,что когда-то именно так поступал-поднимался к самым облакам.Но тогда...Впрочем,может быть, и нет.У него были и другие способности.Каждый вечер,едва успев
проснуться,он обнаруживал,что слышит голоса,доносящиеся совсех концов света.Лежа в темноте,он буквально купался в звуках.Он слушал разговоры на греческом,английском,
румынском,хинди...Он слышали смех,и крики боли.А если лежал совсем тихо,то мог расслышать даже мысли людей-но беспорядочный поток,исполненный неоправданных преувеличений,пугал его.Он не знал,откуда долетают до него эти голоса. Или почему один голос заглушает другой.Как будто он -Бог,внимающий молитвам.
Время от времени он слышал голоса других бессмертных,совершенно непохожие на голоса людей.Где-то там существуют другие такие-же,как он,они думают,чувствуют,посылают предупреждения.Мощные серебряно чистые голоса исходилиоткуда-то издалека,но онбез труда отличал их от бессмысленной человеческой болтовни.
Но воспринимать голоса бессмертных было мучительно больно . Они вызвали в памяти какие-то ужасные воспоминания о бесконечно долгих годах,проведенных в замкнутом темном пространстве,где такие голоса оставались его единственными спутниками . Он едва не впадал в отчаяние. Нет,он не хочет даже вспоминать об этом!Есть вещи,о которых лучше забыть навсегда . О том,как ты сгорел или попал в плен . Или о том,как воспоминания мучили тебя и заставляли безудержно плакать душераздирающе кричать.
Да,он видел не мало плохого.Он был на этой земле в другие времена и под другими именами . Но неизменно оставался благожелательным и оптимистичным,с любовью относился ко всему,что его окружало . Быть может,у него блуждающая душа?Нет,он всегда обладал именно этим телом . Вот почему оно такое легкое и сильное.
Он неизменно заставлял голоса смолкнуть . Он вспомнил старое пророчество:если не научишься отсекать голоса,они сведут тебя с ума . Но теперь это не представляло для него труда . Достаточно было встать и открыть глаза,и они мгновенно стихали . Для того чтобы расслышать хоть что-то,требовалось приложить усилия . Голоса не смолкали совсем,но сливались в единый и однообразный,раздражающий слух гул.
Впереди его ждали прекрасные минуты . Заглушить мысли находящихся рядом смертных было легко . Например,он мог запеть или сосредоточить внимание на чем-нибудь конкретном . И наступала благословенная тишина . В Риме повсюду находилось,на что отвлечься . Как он любил римские дома,выкрашенные в желтовато-коричневые, рыжеватые или темно-зеленые тона . Как он любил узкие,вымощенные камнем улочки.Он мог мчаться на машине по широкому бульвару,полному беззаботных смертных,или же бродить по виа Венето в поисках женщины, в которую можно было ненадолго влюбиться.
А какую любовь он испытывал к умным и образованным людям этой эпохи!Они так много знали и в то же время оставались людьми . В Индии убивают руководителя страны,и уже через час его оплакивает весь мир. Разум самого обычного человека переполнен всякого рода сведениями о катастрофах,изобретениях и медицинских чудесах . Люди умело сочетают факты и фантазии . Официантки пишут по ночам романы,чтобы наутро проснуться знаменитыми . Работяги влюбляются в обнаженных кинозвезд со взятых напрокат видеокассет . Богачи носят фальшивые украшения,а бедняки покупают крошечные бриллианты . Принцессы отправляются на Елисейские Поля ваккуратно потертых лохмотьях.
О, ему хотелось быть человеком . Кто он такой,в конце концом?И кто те,другие,чьи голоса он заглушал?Они не из Первого Поколения -в этом он уверен.Первое Поколение никогда не имело мысленного контакта . Черт возьми,а что такое Первое Поколение?Он не мог вспомнить!Его охватило отчаяние.Нельзя думать об этом . Он записывал в блокнот стихи - современные и весьма незамысловатые,но при этом знал,что сочиняет их в самом старом стиле,который только был ему известен.
Он неустанно путешествовал по Европе и Малой Азии,иногда шел пешком,иногда поднимался в воздух и усилием воли направлял свой полет в нужное ему место . Он очаровывал всех,кто с ним сталкивался,а днем беззаботно спал в темных укрытиях . Вообще-то,солнечные лучи уже не могли спалить его . Но солнце лишало его возможности действовать . Как только небо по утрам светлело,глаза его закрывались . И снова возникали эти голоса -исполненные муки душераздирающие крики других пьющих кровь...а потом -ничего . А на закате он просыпался,готовый ко всему,что предначертано звездами.
Наступил момент,когда он почувствовал уверенность в своих силах и уже без малейшего страха отправлялся в полет . На окраине Стамбула он поднялся вверх и,словно воздушный шарик,помчался высоко над крышами . Он взмывал вверх и кувыркался в воздухе,он смеялся,радуясь ощущению свободы,а потом приказал себе лететь в Вену и оказался там до восхода солнца.Никто его не увидел . Он передвигался слишком быстро, чтобы его могли заметить.К тому же он не проделывал свои маленькие эксперименты у всех на виду.
Обладал он и еще одной интересной особенностью:умел путешествовать вне тела . Ну,не в прямом смысле путешествовать . На самом деле он мог словно бы отсылать свое зрение в самые отдаленные уголки и видеть все,что там происходит . Лежа совершенно неподвижно, он,например,мог подумать о каком-то далеком месте,которое ему хотелось бы увидеть,и внезапно оказывался именно там . Конечно,нечто подобное могли проделывать и некоторые смертные -кто-то во сне,а кто- то и во время бодрствования,-но им для этого требовалась сильнейшая целе направленная концентрация.Проходя мимо их спящих тел,он зачастую ощущал,что души их в тот момент находятся совсем в другом месте.Но сам и души он никогда не видел.Он не обладал способностью видеть призраков или каких-либо иных духов. Но он знал,что они существуют . Их не может не быть. На память ему пришло старое воспоминание из времен его молодости:
он был тогда еще смертным, и жрецы в храме дали ему какое-то сильно действующее снадобье,выпив которое он точно таким же образом покинул свое тело и взлетел прямо в небесный свод . Жрецы призывали его обратно,но он не хотел возвращаться . Он оказался среди мертвых,которых любил . Но он знал,что должен вернуться . Именно этого от него ожидали.
Тогда он был вполне обыкновенным человеком . Никаких сомнений. Он помнил ощущение пота на своей груди,когда он лежал в пыльной комнате и они принесли ему зелье.Ему было страшно.Но в те времена всем приходилось через это пройти.
Наверное,лучше все-таки быть тем,кто он есть сейчас,и иметь возможность летать,не разделяя тело и душу.
Но то,что он не знал,не помнил,не понимал,как он мог делать подобные вещи или почему он живет за счет человеческой крови, причиняло ему острую боль.
В Париже он ходил на «вампирские»фильмы-было любопытно посмотреть,что в них похоже на правду,а что вранье . Все было ему знакомо,хотя и глупостей хватало . Вампир Лестат позаимствовал свой наряд именно из этих старых черно-белых фильмов . В большинстве своем «созданияночи»одевались совершенно одинаково:черный плащ, накрахмаленная белая рубашка,элегантный черный фрак и черные брюки.
Чепуха,конечно,но смотреть на это было приятно . В конце концов, все они принадлежали к племени пьющих кровь -они разговаривали как вполне благовоспитанные существа,любили поэзию и при этом все время убивали смертных.
Он покупал комиксы о вампирах и вырезал из них картинки с изображением красивых и благородных джентльменов,пьющих кровь, похожих на Вампира Лестата . Может быть,и ему стоит примерить такой костюм-еще раз доставить себе удовольствие . Это даст ему возможность почувствовать себя частью чего-то,даже если это что-то в действительности и не существует.
Однажды ночью в одном из лондонских магазинов,где давно уже погаслиогни,он нашел для себя костюм вампира:пиджак и брюки, сияющие черные ботинки из лакированной кожи,жесткую,как новый папирус,рубашку и белый шелковый галстук . И конечно же,великолепный черный бархатный плащ на белой атласной подкладке,который доходил до самого пола.
Он грациозно вертелся перед зеркалом . Как бы позавидовал ему сейчас Вампир Лестат;и подумать только,ведь он,Хайман,не какой- нибудь смертный притворщик -он настоящий . Он впервые расчесал свои густые черные волосы.Отыскав духии благовонияв стеклянных флаконах, он щедро помазался ими -его ожидала грандиозная ночь . Затем нашел золотые перстни и запонки.
Теперь он стал таким же красивым,как прежде,когда он носил другую одежду . и немедленно привел в восхищение всех прохожих,встречавшихся ему на лондонских улицах.Таки должно быть . Они смотрели,как он шествовал по тротуару,а он время от времени улыбался им и кланялся, иногда даже подмигивал . Убивать тоже стало приятнее . Жертва воспринимала его как видение и,казалось,понимала,что происходит . Он склонялся над ней -точнотакже,как делал это Вампир Лестат в телевизионных клипах,-и поначалу нежно пил из горла,а уж затем только разрывал жертву на части.
Конечно,все это было не более чем шуткой . И во всем этом присутствовало что-то пугающе обыденное,ровным счетом никакого отношения не имеющее к мрачным тайнам тех,кто пьет кровь,равно как и к смутным обрывкам время от времени всплывающих в голове воспоминаний.Тем не менее в настоящий момент его забавляла возможность стать «кем-то»и«чем-то».
Да,настоящий момент ...И этот момент прекрасен . А ничего другого у него никогда и не было.В конце концов он рано или поздно забудет и эту эпоху.Эти ночи со всеми их чудесными деталями испарятся из его памяти; и когда-нибудь в будущем,в еще более сложные и требовательные времена, онснова будет чувствовать себя потерянным и будет помнить лишь свое имя.Наконец он отправился домой,в Афины.
По ночам он бродил по музеям с огарком свечи в руке,рассматривая старинные надгробия с резными фигурами,которые трогали его до слез. Вот как,например,эта сидящая мертвая женщина -мертвых всегда изображают сидящими,-протягивающая руки к живому ребенку,которого держит на руках ее муж . Он вспоминал имена,словно их нашептывали летучиемыши.«Поезжай в Египет,и ты вспомнишь все ».Но он не поехал. Слишком рано молить о безумии и забвении . В Афинах,прогуливаясь неподалеку от Акрополя по древнему кладбищу,откуда убрали все могильные стелы,он чувствовал себя в безопасности -несмотря на шум проносящихся мимо машин,земля здесь прекрасна . И она по-прежнему принадлежит мертвым.
Он приобрел целый гардероб вампирских одеяний . Он даже купил гроб,но предпочитал в него не ложиться . Ему не нравилось,что гроб не повторяет форму человеческого тела,что на нем нет лица,нет надписей,
указывающих путь душе усопшего. Так не делается. Гроб казался ему больше похожим на шкатулку для драгоценностей . Но коль скоро он вампир,то нужно все-таки иметь гроб,думал он,и это было даже забавно. Его квартира нравилась смертным . Когда они приходили к нему в гости,он подавал им кроваво-красное вино в хрустальных бокалах . Он декламировал им«Балладу о старом мореходе »и пел песни на неизвестных языках, которые им нравились.Иногда он читал им свои стихи . Они все такие добросердечные,эти смертные!В квартире не было никакой мебели, поэтому он усаживал гостей на гроб.
Но со временем его начали беспокоить песни американского рок-певца Вампира Лестата.Они больше не казались ему забавными . Как и старые глупые фильмы.Но Вампир Лестат тревожил его по-настоящему . Ну кто из пьющих кровь стал бы мечтать о чистоте и мужестве?В этих песнях было столько трагизма!
Те,кто пьет кровь ...Иногда,в одиночестве просыпаясь на полу душной,жаркой квартиры,когда за плотно занавешенными окнами исчезал последний луч дневного света,он чувствовал,как спадает с него тяжелый, наполненный стонами и криками боли сон . Неужели он вновь брел в ночи по каким-то ужасным местам вслед за двумя прекрасными рыжеволосыми женщинами,с которыми так несправедливо обошлись,-за двумя красивейшими сестрами-близнецами?Когда одной из рыжеволосых женщин отрезали язык,она выхватила его из рук солдат и проглотила . Они были поражены ее мужеством ... Нет,смотреть на это невозможно! У него болело лицо,как будто он тоже плакал от горя . Он начинал медленно приходить в себя.Смотрел на лампу . на желтые цветы . Все в порядке.Он в Афинах,вокруг множество ничем не примечательных оштукатуренных зданий,а на холме,не ясно вырисовывающиеся наполненном дымом воздухе,возвышаются над всем остальным величественные развалины храма . Вечер . Дивная суета многотысячных толп скромно одетых людей,спешащих после рабочего дня на эскалаторы, чтобы спуститься в подземные поезда . Площадь Синтагма,заполненная страдающими от вечерней духоты людьми,лениво попивающими рецину или оузо.И маленькие киоски,торгующие журналами и газетами со всего света.Он больше не слушал песни Вампира Лестата . Он перестал посещать
американские дискотеки,где они постоянно звучали . Он обходил стороной студентов с прицепленными к поясам кассетными плейерами. Однажды ночью в самом центре района Плака,среди ослепительных огней и шумных баров,он увидел тех,кто пьет кровь,-они поспешно пробирались сквозь толпу . Сердце его замерло от ощущения одиночества и страха.Он не мог ни двигаться,ни говорить . Потом он долго шел за ними покрутым улицам,провожалих от одной дискотеки до другой,где так же гремела электронная музыка.И все это время он пристально изучал их,но в тесной круговерти туристов они не замечали его присутствия.
Двое мужчин и женщина в не слишком вяжущихся с окружающей обстановкой черных шелковых одеяниях,ноги женщины тесно зажаты в туфли на высоких каблуках . Пряча глаза за зеркальными стеклами солнечных очков,и в тоже время выставляя напоказ сияющую кожу блестящие волосы,увешанные драгоценностями и благоухающие дорогими ароматами,они перешептывались и громко смеялись над чем-то.
Но и без учета всех этих сугубо внешних деталей они были совершенно не похожи на него . Прежде всего,тела их были совсем не такими твердыми и белыми . В них оставалось еще так много плоти,что по сути своей они по-прежнему были ожившими трупами . Обманчиво розовыми. и слабыми.И они остро нуждались в человеческой крови . Даже сейчас их мучает агония жажды,которую они,несомненно,испытывают каждую ночь . Потому что кровь должна постоянно воздействовать на мягкие человеческие ткани . Она не только оживляет их,но постепенно превращает в материю совершенно иного рода.
Что касается его,
то он целиком состоит именно из такой «материи иного
рода ».В нем не осталось ни грамма мягкой человеческой плоти . Да, он испытывал жажду крови,но не для перерождения . Он вдруг осознал,что кровь,скорее,освежает его,усиливает телепатические возможности, способность к полету или путешествию вне тела,увеличивает его и без того недюжинную силу . Наконец-то он понял!Он превратился в практически идеального носителя той безымянной силы,которая присутствовала в каждом из их.
Все так.А они просто моложе . Они едва лишь начали свой путь к истинному вампирскому бессмертию . Разве сам он не помнит?..По правде говоря,нет,но он знает,что они принадлежат к молодому поколению следуют Путем Тьмы не более ста или двухсот лет . Это весьма опасный период-время,когда впервые сходишь с ума от всего происходящего или же становишься добычей других,которые запирают тебя,сжигают...
Многим недовелось пережить этот период . А как давно это случилось с ним,принадлежащим к Первому Поколению!Даже представить себе невозможно,сколько с тех пор минуло времени!Он остановился у крашеной ограды сада,протянул руку к сучковатой ветке и провел по лицу прохладными ворсистыми листьями. И его вдруг охватила невыразимая печаль, печаль,еще более ужасная,чем страх . Он услышал плач,но плач раздавался не здесь,а у него в голове.Чей это плач?Пусть он прекратится!
Что ж,он не причинит зла этим нежным детям!Он хочет только познакомиться с ними,заключить их в свои объятия:«В конце концов,все мы принадлежим к одной семье,и вы,и я ,-мы те,кто пьет кровь!»
Он подошел ближе и безмолвно,но весьма эмоционально их приветствовал . Но когда они обернулись в его сторону,в их глазах не было ничего,кроме не выразимого ужаса.А потом они убежали . Они помчались прочь от огней Плаки,вниз по склону холма,и ничто не могло их остановить.
Чувствуя неведомую прежде боль,он молча застыл на месте . И тут произошло нечто удивительное и в то же время ужасное . Он бросился в догонку и в конце концов увидел их снова . Он рассердился,и рассердился по-настоящему.«Будьте вы прокляты!За нанесенную мне обиду вы заслуживаете наказания!»И кто бы мог подумать,в голове у него,прямо за лобной костью,вдруг возникло странное ощущение -непонятный холодный спазм!И вдруг из него вылетело нечто невидимое,какая-то сила, и мгновенно проникло в женщину,самую слабую из убегавшей троицы. Тело женщины вспыхнуло.
Он ошеломленно смотрел на это зрелище . И тем не менее понимал, что произошло.В нее проникла точно направленная им сила . И эта сила воспламенила такую же,как и у него,могущественную горючую кровь. Огонь мгновенно распространился по всей системе сосудов,попал в костный мозги вызвал взрыв.Через несколько секунд ее не стало.
О боги!И это сделал он!Охваченный скорбью и ужасом,он смотрел на пустую одежду,которая не сгорела,но лишь почернела и покрылась жировыми пятнами . Оставшиеся на камнях мостовой пряди волос задымились и исчезли прямо на глазах.
Быть может,он все же ошибается?Нет,это действительно совершил он!Он чувствовал,как это происходило . А она была такой испуганной!
Не в силах вымолвить ни звука от потрясения,он побрел домой . Он был уверен,что никогда прежде не пользовался этой силой,даже не подозревал о ее существовании . Быть может,он обрел ее только сейчас, после многовекового воздействия крови,иссушившей его клетки, сделавшей их тонкими,белыми и крепкими,как перегородки осиного гнезда?Оказавшись наконец в своей квартире,где аромат свечей и благовоний
действовал на него успокаивающе,он снова проткнул себя ножом наблюдал за тем,как течет кровь . Густая и горячая,она образовала на столе лужицу и в свете лампы сверкала словно живая.И он действительно была живой!
Глядя на себя в зеркало,он видел,что после многих недель само отверженной охоты и насыщения кровью кожа его вновь приобрела свойственные ей смуглость и сияние.На щеках появился слабый желтоватый оттенок,а губы слегка порозовели . Впрочем,какое это имеет значение:он все равно похож на оставленную на камне змеиную кожу - мертвую,невесомую хрустящую,разве что за исключением постоянно пульсирующей крови.Его отвратительной крови.А мозг...Интересно каким теперь стал его мозг?Прозрачным,как хрустальное изделие,по крошечным отсекам которого струится кровь?Наверное,именно в них и живет сила,обладающая невидимым языком?
Он вновь вышел на улицу и испытал новоприобретенную способность на животных:на кошках -к этим злобным созданиям он питал необъяснимую ненависть-и на крысах,которых терпеть не могут все без исключения люди.Сними получалось иначе.Он действительно убивал этих существ.Невидимый поток его энергии убивал их,но не сжигал. Точнее говоря,мозги сердце в конце концов разрывалось,но текшая в них естественная кровь не воспламенялась.Поэтому они не сгорали. Все произошедшее потрясло его до боли в душе. -Да,я поистине великолепный объект для изучения,-прошептал он, и глаза неожиданно заблестели от не прошеных слез.Плащи,белые галстуки,«вампирские»
фильмы-что ему до них?Да кто же он,черт побери?!Игрушка богов,скитающаяся в вечности?Увидев в витрине видеомагазина огромный плакат,с которого на него с из девкой смотрело зловещее лицо Вампира Лестата,он мгновенной вспышкой энергии вдребезги раз нес стекло.
Ну что ж,прекрасно.Пусть будет так.В ту ночь он беззвучно поднялся в темноте над землей и отправился в Дельфы.Влажная трава нежно приняла его в свои объятия,и он пошёл туда,где когда-то сидел оракул,в развалины обиталища бога.
Но он не собирался покидать Афины.Он должен найти двоих оставшихся вампиров и сказать им ,что он очень сожалеет случившемся и никогда,никогда больше не будет использовать противних свою сила.Они должны поговорить с ним!Они должны остаться с ним!..Должны!
Пробудившись на следующую ночь,он стал прислушиваться. Через час он и поднялись из своих могил.Убежищемим служил дом в Плаке,где находилась одна из шумных и дымных таверн,выходящих на улицу. Он понял, что днем они спалив подвале, а снаступлением темноты выходили посмотреть,как поют и танцуют в таверне смертные.«Ламия»,старое греческое название вампира . Так называлось и это заведение,где потоком текла рецина,электрогитары исполняли простенькие греческие мелодии,а молодые люди танцевали друг с другом,соблазнительно,словноженщины, покачивая бедрами . Стены украшали плакаты с эпизодами из «вампирских» фильмов-Бела Лугоши в роли Дракулы,белолицая Глория Холден в роли его дочери -и портреты голубоглазого блондина Вампира Лестата.
Значит,у них тоже есть чувство юмора,с нежностью подумал он, заглядывая внутрь . Но лица сидевшей за столиком пары вампиров не выражали ничего,кроме скорби и страха.И виду них был совершенно беспомощный.
Когда в проеме открытой двери на фоне уличного света возник его силуэт,они даже не шелохнулись . Что они подумали,увидев его длинный плащ?Что он чудовище,сошедшее с плаката,дабы уничтожить их, в то время как они практически неуязвимы для всего остального в этом мире?
«Я пришел с миром.Я только хочу с вами поговорить . Ничто не вызовет во мне гнева . Я пришел с ...любовью».
Вампиры словно оцепенели от ужаса . Вдруг один из них вскочил из-за стола,и одновременно раздался душераздирающий вопль обоих . Огонь буквально ослепил его,как ослепил и смертных,в панике протискивавшихся мимо него к выходу . Вампиров охватило пламя,и они погибали в неистовом и жутком танце,широко раскидывая в стороны ноги и руки . Загорелся и дом -дымились балки,взрывались стеклянные бутылки,в низкое небо взлетали оранжевые искры.
Неужели это сделал он?Неужели он -хочет он того или нет -несет смерть всем остальным?
По белому лицу на накрахмаленную рубашку стекали кровавые слезы. Он прикрыл лицо плащом в знак уважения к тому,что происходило на его глазах:к погибающим в доме вампирам.
Нет,он не мог совершить такое,не мог . Смертные толкали его со всех сторон,отпихивая с дороги,но он словно даже не замечал этого . Вой сирен резанул слух . Он моргал,пытаясь хоть что-нибудь разглядеть в сиянии ослепительных огней.
И тогда,в минуту жестокого прозрения,он понял,что его вины здесь нет . Потому что увидел ту,которая сотворила весь этот кошмар! Закутавшись в серый шерстяной плащ,она стояла в глубине темной аллеи и молча наблюдала за ним. И когда их глаза встретились,она тихо прошептала его имя:
-Хайман, мой Хайман! Егоразум вдруг опустел,словно кто-то одним движением начисто стер из него все мысли . Как будто снизошедший сверху белый свет разом уничтожил все детали . В первый момент он не чувствовал ничего,кроме спокойствия и безмятежности . Он не слышал яростного рева пламени,не ощущал отчаянных толчков смертных ...
Охваченный непреодолимым ужасом,он просто смотрел на нее,такую же прекрасную,изящную и утонченную,какой она была всегда . он вспомнил все,чему когда-либо был свидетелем,что представлял собой сам и что знал.
Перед ним распахнулось время -века и тысячелетия словно помчались назад,к самым истокам . Первое Поколение ...Он знал все . Он дрожал и плакал . И вдруг услышал собственный голос,враждебныйи обвиняющий:
-Ты! Внезапная испепеляющая вспышка раскрыла перед ним и позволила в полной мере ощутить ее могущество . Жар ударил в грудь,и он,спотыкаясь, попятился. «О боги,ты и меня убьешь!» Но она не могла услышать его мысли!Он ударился о выбеленную стену . Голову наполнила сильнейшая боль.
Но он не утратил способности видеть,слышать и думать!Сердце по- прежнему билось ровно . Его не охватило пламя!
Он сосредоточился и,собрав все силы,бросился в жестокую атаку на невидимую энергию.
-Опять замышляешь козни,моя повелительница?-вскричал он на древнем языке . И столько человечности звучало в его голосе! Но все закончилось . Аллея была пуста . Она исчезла. Точнее говоря,она взлетела,поднялась вертикально вверх,точнотак же,как часто делал это и он;ее стремительное движение было недоступно глазам . И тем не менее он ощущал,как она постепенно удаляется . Взглянув вверх,он без усилий нашел ее взглядом -крошечная черточка, удаляющаяся на запад среди обрывков белесого облака.
Резкие звуки заставили его вздрогнуть -вой сирен,громкие голоса, оглушительный треск обваливающихся балок сгоревшего дома . Узкая улочка была буквально запружена людьми,из близлежащих таверн по- прежнему доносилась музыка . Он бросил прощальный взгляд на последнюю обитель мертвых вампиров и,плача,пошел прочь . Сколько же минуло тысячелетий -даже не сосчитать,но старая война все
продолжается.
Вот уже много часов он бродил по темным иглухим улочкам. В Афинах царили тишина и спокойствие . За деревянными стенами домов спали люди . В густом,как дождь,тумане поблескивали тротуары. История его жизни,словно гигантская свернувшаяся раковина улитки, навалилась на него всей своей тяжестью и придавила к земле.
В конце концов он поднялся на вершину холма и вошел в прохладный, роскошно обставленный ресторан огромного современного отеля из стекла истали.Все вокруг здесь было таким же черно-белым,как и он сам: танцевальная площадка,похожая на шахматную доску,черные столы, черные кожаные банкетки.
Никем не замеченный в мерцающем полумраке затемненного зала,он без сил упал на скамью и дал волю слезам . Закрыв руками лицо,он плакал долго и безутешно.
Но его не охватило спасительное безумие,как не пришло и забвение. Он скитался во времени,вновь посещая те места,которые были ему когда- то близки и где он жил,незная забот.Он оплакивал всех,кого знал и любил.
Но наихудшую боль причиняло ему удушающе тяжкое воспоминание о том,как и когда все это началось.А истинное начало всему было положено задолго до того давнего полудня,когда он прилег в тишине своего дома на берегу Нила,размышляя о неизбежной необходимости ночью идти во дворец.
Все началось годом раньше,когда царь сказал ему:«Если бы не моя возлюбленная царица,я бы и сам насладился этими двумя женщинами . Доказал бы,что никакие они не ведьмы и что бояться их не следует . Ты сделаешь это вместо меня ».
Он словно наяву увидел перед собой столпившуюся в тревожном ожидании знать -черноглазых мужчин и женщин в тонких льняных юбках и искусно сделанных черных париках;одни сгрудились за резными перилами,другие гордо расположились возле самого трона . А перед ним стоят рыжеволосые близнецы,его прекрасные пленницы,которых он за время их заключения успел полюбить.«Я не могу совершить такое!»И все- таки он совершил . Этого ждали от него знатные люди,этого ожидали царь и царица,и тогда он надел ожерелье царя с золотым медальоном,чтобы действовать от его имени . Под пристальными взглядами близнецов он спустился по ступеням с помоста и по очереди осквернил обеих. Конечно,такая боль не может длиться вечно.
Будь у него достаточно сил, он заполз бы в самое чрево земли. Благословенное неведение -как он в нем нуждался!Отправиться бы в Дельфы,побродить по высокой душистой зеленой траве . Нарвать крошечных полевых цветов . Интересно,если подержать их под светом лампы,раскроются они перед ним,как раскрываются навстречу лучам солнца?
Но потом он уже не хотел ни о чем забывать . Что-то изменилось; произошло нечто,сделавшее это мгновение отличным от всех остальных. Она очнулась от долгого сна!Он своими глазами видел ее на афинской улице!Прошлое и настоящее слились воедино.
Его слезы высохли,он выпрямился и прислушался,размышляя о чем- то. На освещенной шахматной доске перед ним извивались танцующие.
Женщины улыбались ему . Быть может,в их представлении он походил на прекрасного фарфорового Пьеро с белым лицом и нарумяненными щеками?Он взглянул на мерцающий под потолком видеоэкран . Его разум стал таким же мощным,как и тело.
Сейчас октябрь конца двадцатого века от Рождества Христова . И всего несколько ночей назад он видел близнецов во сне!Да,отступать некуда. Для него настоящие мучения только начинаются,но это не имеет ровным счетом никакого значения . Он жив как никогда.
Он медленно вытер лицо маленьким льняным носовым платком . Он омыл пальцы в стакане вина,словно освящая их . И снова бросил взгляд на видеоэкран,где Вампир Лестат пел свою трагическую песню.
Голубоглазый демон,с яростно развевающимися золотистыми волосами,с сильными руками и грудью молодого мужчины . Его движения были резковатыми,но грациозными,губы-чувственными и обольстительными,а в голосе звучало столько тщательно смодулированной боли...«Так,значит,все это время ты говорил мне об этом?Ты призывал
меня!Называл ее имя!»
Казалось,видеообраз пристально смотрит на него в ответ и поет для него,хотя,конечно же,это не более чем иллюзия -он не может видеть его с экрана.«Те,Кого Следует Оберегать!Мой царь и моя царица ...»И все же теперь он внимательно вслушивался в каждый отчетливо произносимый слог,ясно различимый на фоне грохота барабанов и духовых инструментов.
Только после того как смолк звук и исчезло изображение,он поднялся, какслепой,прошел по прохладным,отделанным мрамором коридорам отеля и наконец оказался на темной улице . Со всех концов мира к нему вызвали голоса тех,кто пьет кровь,-они предупреждали его.И эти голоса звучали всегда . Они говорили о грозящем бедствии,о необходимости объединиться,чтобы предотвратить какую-то ужасную катастрофу:«Мать идет!»Они рассказывали о снах про близнецов,значение которых не в силах были постичь . А он все это время оставался слепым и глухим!
-Сколь многого ты еще не понимаешь,Лестат,-прошептал он. В конце концов он поднялся на высокую скалу и обернулся,чтобы посмотреть на раскинувшийся далеко внизу Верхний Город . В неярком свете звезд поблескивали обломки беломраморных стен его многочисленных храмов.
-Будь ты проклята,моя повелительница!-прошептал он.
-Зато,что ты сотворила со всеми нами,ты достойна поистине адского проклятия!
«Подумать только!В мире стали и бензина,ревущей электронной музыки и беззвучного сияния компьютерных экранов мы все еще продолжаем существовать!»
И тут он вспомнил другое проклятие,намного более сильное, собственное.Оно прозвучало через год после того ужасного момента,когда он изнасиловал двух несчастных женщин . Под таким же далеким и равнодушным,как сегодня,ночным небом это проклятие страшным криком разнеслось по всей территории вокруг дворца:
«Да будут свидетелями духи,ибо им принадлежит знание будущего -и того,каковым ему суждено быть,и того,какова на то моя воля . Имя тебе - Царица Проклятых!И судьбой предначертано тебе творить зло!Но я остановлю тебя,даже если для этого мне придется вернуться с того света. И в час твоего торжества именно я нанесу тебе сокрушительное поражение. Я свергну тебя с твоего трона.Запомни мое лицо . Я тебя уничтожу!»
Сколько раз в те первые века вспоминал он эти слова?Сколько пустынь,гори плодородных речных долин пересек он в поисках двух рыжеволосых сестер?Он расспрашивал бедуинов,однажды давших им приют,охотников,по-прежнему носивших одежды из шкур,жителей старейшего в мире города Иерихона . Они уже стали легендой.
А потом на него снизошло благословенное безумие;он утратил память,гнев и боль . Он стал просто Хайманом,исполненным любви ко всему,что его окружало,и умевшим понимать и ценить радости мира.
Неужели настал час расплаты?Что,если близнецы каким-то образом выжили,как и он сам?И память вернулась к нему во имя этой великой цели?Ах,какая ощеломляюще чудесная мысль!Первое Поколение соберется
вместе.Первое Поколение наконец познает радость победы!
Но он тут же с горькой улыбкой подумал о вполне человеческом стремлении к героизму Вампира Лестата:«Да,брат мой,прости мое пренебрежительное отношение . Я тоже жажду добра и славы . Но,похоже, не существует ни судьбы,ни искупления.Все,что я вижу,глядя на эту чужую мне древнюю землю,это рождение и смерть,и еще ужас, ожидающий нас всех ».
Он бросил последний взгляд на спящий город,на уродливый, обремененный разного рода проблемами современный город,где он с таким удовольствием прогуливался среди бесчисленных могил.
А потом он взлетел и уже через несколько секунд оказался выше облаков . Настало время подвергнуть его удивительный дар величайшему испытанию-как счастлив он наконец-то обрести цель,пусть даже иллюзорную.Он полетел на запад,к Вампиру Лестату,к голосам,которые умоляли открыть им смысл сна о близнецах . Он устремился на запад,куда чуть раньше направилась и она.
Блестящие полы его плаща походили на гладкие крылья, восхитительно холодный воздух пощипывал кожу,и он вдруг рассмеялся, словно превратившись на миг в себя прежнего -наивного и счастливого.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Энн Райс "Царица проклятых "
AléatoireЦарица Египта, Мать всех вампиров, пробудилась наконец от своего сна, длившегося шесть тысяч лет. Она мечтает «спасти» человечество и вместе с Лестатом царствовать в новом, построенном по ее законам мире. Но разве первородное зло способно создать кр...