Часть 87

1K 30 6
                                    


- Французские якобинцы провозглашали то же самое, - засмеялся князь.

- А в перерывах меж речами рубили головы магнатам, - докончил Вальдемар. - Я знаю. Я не якобинец, я просто трезво мыслящий магнат.

- Который смотрит на все сквозь призму так называемой демократии.

- О нет, князь, я не пользуюсь никакими оптическими приборами, даже призмами! Полагаюсь на свои глаза... и делаю удивительные открытия.

Князь умолк. Майорат продолжал:

- Есть еще одна характерная черта нашего круга, охраняющая его устои, - связи. Если твой дед и прадед брали невест из магнатских домов, ты должен следовать их примеру - вот девиз нашего круга. Одного имени нареченной, пусть даже звучащего безукоризненно, нам мало, мы на этом не остановимся, вытащим из могил ее прадедушек и старательно исследуем их гербы и титулы. Если они соответствующего блеска, мы поместим их портреты в наших замках на самом видном месте - пусть даже они не стоят того, чтобы о них помнить. Если они выглядят поскромнее, мы вешаем их где-нибудь в сторонке и пренебрежительно машем рукой, говоря гостям: «Это? Да так, дальние родственники...» Я так никогда не поступлю, для меня простой, но заслуженный и честный человек всегда будет предпочтительнее пышного гетмана или воеводы, чье величие частенько заключалось лишь в пурпуре и самоцветах. Таков мой взгляд на классы и мезальянсы. Драгоценный камень оценивают не по оправе, а по его истинной стоимости.

Вальдемар взволнованно откинулся в кресле, и все поняли, что завязавшееся сражение не приведет к ожидаемым результатам. Лица у всех помрачнели.

Внезапно князь Францишек пошевелился и, собрав всю свою энергию, не сомневаясь в эффекте, какой произведет, отчеканил:

- Панна Рудецкая может стать Михоровской - но не майоратшей. На майоратство она не имеет никаких прав.

- Это, интересно, почему? - спокойно спросил Вальдемар.

- Франек, ты несешь глупости, - сказала, покраснев, молодая княгиня.

- Интересно, почему это моя супруга не сможет стать майоратшей?

- Потому что из-за такого мезальянса ты сам можешь потерять права на майоратство.

Вальдемар, всерьез развеселившись, едва сдерживал смех и наконец не выдержал. На весь зал прозвучал его смех, исполненный иронии, но неподдельно веселый:

Прокаженная 2Место, где живут истории. Откройте их для себя