Глава 1. Человек в обществе § 1. Что такое общество.

3.3K 8 1
                                    


§ 1. Что такое общество

Сколько смыслов у слова «общество»? Можно ли отделить общество от природы? Бывают ли «некультурные» общества?

На первый взгляд кажется, что ответить на вопрос, поставленный в названии параграфа, несложно. Действительно, слово «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. К примеру, «общество книголюбов», «дворянское общество», «педагогическое общество». В данном случае под обществом мы понимаем определённую группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но возможен и другой ряд связанных понятий: «первобытное общество», «феодальное общество», «французское общество». Здесь уже, употребляя слово «общество», мы имеем в виду определённый этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с такой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом может быть и человечество в целом, совокупность всех народов в их историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли. Иными словами, общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Данное определение раскрывает понятие «общество» в широком смысле. Попробуем разобраться в этом более обстоятельно.

Общество как совместная жизнедеятельность людей

Начнём со второй части приведённого определения. Общество— это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Первоосновой этих связей является человеческая деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между её участниками.

Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой (с природой, другими живыми существами). Внешне это проявляется в заметных движениях (двигательной активности). Но существует и внутренняя (психическая) активность, воздействующая на поведение. Например, известно немало фактов, говорящих о привязанности собаки к хозяину. В литературе описан случай, когда собака несколько лет продолжала ходить на станцию ко времени прихода поезда, на котором прежде возвращался с работы её умерший хозяин.

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014)Место, где живут истории. Откройте их для себя