§ 9. Глобальная угроза международного терроризма
В чём различие понятий «террор» и «терроризм»? Почему терроризм становится глобальной угрозой для человечества?
Современное общество не только открывает для себя новые возможности, но и сталкивается с серьёзными угрозами. Одна из наиболее опасных угроз — международный терроризм. История второй половины XX — начала XXI в. показала, что условия глобализации создают благоприятную среду для международного терроризма. Почему это происходит и как можно противостоять угрозе терроризма?
Международный терроризм: понятие и признаки
Осознание международного терроризма как особого, качественно нового явления произошло не сразу. Многие правоведы, политологи, социологи ещё в середине XX в. рассматривали терроризм как разновидность преступности наряду с торговлей оружием или наркотиками. Современные учёные утверждают, что международный терроризм — особый вид опаснейшей криминальной деятельности, которой присущи специфические особенности.
В Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» терроризм определяется как идеология насилия и практика устрашения населения, противоправные насильственные действия «в целях воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями».
Закон помогает уточнить различие в понятиях «террор» и «международный терроризм», о котором стали говорить в 70—80-х гг. XX в. Террор — известное вам из курса истории понятие, характеризующее способ управления обществом, основанный на устрашении. Международный терроризм — антигосударственная деятельность, которая осуществляется в современных условиях, как правило организациями, которые стремятся к достижению политических целей. В этой ситуации террористические организации формально имеют некоторые черты сходства с революционными национально-освободительными движениями, что очень выгодно для террористов: они могут называть себя своего рода «борцами за социальную справедливость».
Международный терроризм — это насильственные действия. Жертвами насилия становятся не только политические деятели или военнослужащие, представляющие силу и мощь государства. Чтобы подорвать устои государственной власти, участники террористических организаций воздействуют на простых людей, рядовых граждан.