§ 18. Право в системе социальных норм

883 3 3
                                    


§ 18. Право в системе социальных норм

Почему люди не могут обойтись без права? Откуда право берёт силу? Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?

Все социальные нормы как система взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга. Вместе с тем каждый вид социальной нормы сохраняет свою специфику. Для того чтобы увидеть отличие права от других социальных регуляторов, необходимо охарактеризовать черты, которые присущи только ему.

Основные признаки права

Можно отметить следующие типичные признаки права, которые отличают его от других социальных регуляторов. (Заметим, что далее речь пойдёт о реально действующем, позитивном праве.)

Право прежде всего есть система норм социального поведения. Причём система целостная, все элементы (нормы) которой внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной.

Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Вам известны различные социальные нормы — обычаи, традиции, моральные нормы. Однако лишь система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.

Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов. Любое исключение, если оно не предусмотрено нормами права, есть произвол, беззаконие.

Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение, или, как ещё говорят, силу. Для этого у государства имеются соответствующие средства — правоохранительные органы (суд, прокуратура, а также силовые органы — внутренних дел, безопасности и др.).

Наконец, как регулятор общественных отношений право закрепляет (обратите внимание на этот замечательный юридический термин — закрепляет, т. е. твёрдо устанавливает, делает крепким, прочным, устойчивым) существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Понятно, что государство должно стремиться к полной реализации им же установленных норм.

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014)Место, где живут истории. Откройте их для себя