§ 14. Религия и религиозные организации

792 1 0
                                    

§ 14. Религия и религиозные организации

Реален ли потусторонний мир? Каковы место и роль религии в современном обществе? Как соотносятся светское и религиозное начала в культуре?

Особенности религиозного сознания

На уроках истории вы уже получили сведения о роли религии и церкви в жизни человеческого общества в различные исторические эпохи. Однако эти знания чаще всего ограничиваются общими представлениями о влиянии церкви на сферы политики и культуры в различных странах.

Религия не исчерпывается деятельностью официальных институтов — церквей и других вероисповедных объединений (общин). При изучении этого явления важно понять, что мы имеем дело с миром сложных нравственных, ценностных, эстетических и других исканий людей, психологически насыщенных, эмоционально острых и содержательных для верующего человека.

«Религия» в буквальном переводе с латинского означает «связь» («восстановление связи»). Верующие считают связь повседневной жизни, поступков и даже своих помыслов с главной святыней, т. е. с Богом, превосходящей по своим возможностям и проявлениям возможности обычных людей. Это особый вид реальности. В науке такая реальность называется сверхъестественной, потусторонней. Однако для людей верующих, как подчёркивал известный русский религиозный мыслитель и учёный П. А. Флоренский (1882—1937), эта реальность более естественна, чем обычные способы и формы человеческой жизнедеятельности.

Итак, религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, всеобщей основой мира (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней).

Религиозное сознание — это убеждение верующих в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том, что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог — высшая сила в мире. Соответственно нравственные требования и нормы воспринимаются в религиозном сознании как производное воли Бога, выраженной в его заветах, заповедях и священных книгах (Библия, Коран, Лунь-юй («Беседы и суждения»), основанных на тех или иных контактах со сверхъестественным источником (заветы Моисей получил от Бога Иеговы (Яхве) на горе Синай; Нагорная проповедь Христа — это слово Богочеловека; пророк Мухаммед продиктовал то, что сообщил ему Бог через ангела (архангела) Джебраила).

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014)Место, где живут истории. Откройте их для себя