§ 6. Познавательная и коммуникативная деятельность
Кто может о себе сказать: «Я знаю, что я ничего не знаю»? Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной с помощью органов чувств? Как различить знание истинное и неистинное? Наступит ли конец научным открытиям? Чем занимается паранаука?
Человеку, проучившемуся много лет в школе, не нужно объяснять, что означает слово «знания». Знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией (совокупностью сведений) о тех или иных областях реальности. Знанию противопоставляется незнание, невежество.
Знание — это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Познанием называется процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить её особенности и проблемы.
Познаваем ли мир?
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме учёные разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Ещё в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма (от греч. agnostos — непознаваемый) — философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, английский учёный Д. Юм (1711—1776) сделал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас их сущность».
Распространённой разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению, существующие научные теории являются лишь соглашениями между учёными (от лат. conventio — соглашение). Эти теории не могут достоверно отражать сущность исследуемых предметов.