Заключение. Человек в XXI в.
В чём заключаются вызовы глобализации и постиндустриального общества? Какое влияние оказывает постиндустриальное общество на личность? Изменение ценностей в глобальном мире — зло или благо?
Вы изучили важнейшие особенности развития социума и человека как индивида и личности, субъекта общественных отношений, творца культуры. Социальные изменения — результат деятельности человека и человечества. Но, как сказал А. С. Пушкин, если «вращается весь мир вкруг человека, — ужель один недвижим будет он?».
Преобразовывая общество и общественные отношения, человек изменяется как личность, отвечая на вызовы времени. Направленность изменений пока трудно оценить. Не случайно при изучении этой темы возникает множество вопросов, на которые не существует однозначных ответов.
Человек и глобальные вызовы современного общества
Глобализация экономики, политики, культуры заставила учёных поставить вопрос о глобальных угрозах человечеству и соответственно проблемах, от решения которых зависит сохранение цивилизации и выживание человечества на планете Земля. Не только на уроках обществознания, но и на уроках истории и географии вы уже изучали глобальные проблемы человечества, возникшие в процессе развития индустриального общества. Однако при переходе общества на следующую ступень они не исчезают, а во многом углубляются. На них оказывает влияние значительное ускорение социально-экономического развития в условиях глобализации, которое даёт заметные преимущества развитым странам. Ускорение развития сопровождается борьбой за лидерство. Страны стремятся к лидерству не только в развитии технологий, но и в возможности политического доминирования на международной арене.
Очень важно, чтобы вызовы планетарного масштаба воспринимались нами как информация к размышлению о месте каждого человека в глобальном обществе. Часто кажется, что отдельный конкретный человек не может оказать влияния в деле разрешения проблем планетарного масштаба. Однако вспомните о борьбе за мир, о различных действиях в защиту окружающей среды, о стремлении экономить сырьевые ресурсы, о возможных путях решения проблемы «Север — Юг», о борьбе с болезнями и голодом, о помощи старым и немощным людям. Наверное, ваш личный опыт включает ситуации, когда вы, каждый по-своему, включались в решение этих проблем. Особое значение приобретает процесс принятия решений и на других уровнях — национальном, региональном, мировом. Решения в экономической и социально-политической сферах должны опираться на непредвзятый анализ существующей ситуации и научный прогноз будущего развития.