§ 21. Предпосылки правомерного поведения

663 0 0
                                    


§ 21. Предпосылки правомерного поведения

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Какие правовые знания нам нужны? Кого можно назвать правокультурным человеком?

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальную жизнь, сделать их нормой для данного общества? Выясним, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

Правосознание

Правовое сознание (или правосознание) — это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться. С другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т.п. Так, законодательство о ветеранах вызывает положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии воспринимаются как забота о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно.

Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014)Место, где живут истории. Откройте их для себя