§ 15. Искусство
Почему появилось искусство? Какие общественные функции оно выполняет? Что характерно для современного искусства?
Из курса истории вы знаете, что искусство сопровождает человека с глубокой древности, по сути, с момента его становления как разумного существа. Некоторые учёные связывают появление искусства с мифологией и охотничьей магией первобытного человека. Другие рассматривают искусство в связи с потребностью всех живых существ привлекать внимание противоположного пола для продолжения рода. Есть также мнение, что истоки искусства кроются в наличии у человека нерастраченной в трудовой деятельности энергии. Некоторые учёные отмечают, что объектом художественного творчества и эстетического наслаждения становятся созданные трудом человека полезные предметы.
Что такое искусство
Вы знаете, что институты духовной культуры общества формируют разностороннюю картину окружающего мира: наука создаёт систему теоретических знаний, мораль отражает мир в категориях добра и зла, а художественная культура представляет объекты в образной форме. Искусство позволяет увидеть мир сквозь призму образности, где реальность причудливо сочетается с вымыслом, давая человеку возможность творить и расшифровывать эти образы, облекая их в рациональную форму.
Искусство не ставит целью полно, всесторонне представить тот или иной объект, явление. Также во многих случаях оно не стремится к фотографически точному отражению реальности. Творец выбирает определённые качества, стороны, проявления объекта, абстрагируясь от всех других.
Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности, отношение творца к этому явлению. В художественном образе объединяются позиция автора-творца и восприятие зрителя, а в некоторых искусствах — и понимание, отношение исполнителя.
Восприятие художественного образа зрителем может зависеть как от качеств личности, эстетического вкуса, жизненной ситуации, так и от социально-экономической и политической ситуации в обществе, уровня развития культуры. Поэтому нередко произведения искусства прошлого воспринимаются новыми поколениями совершенно иначе, чем авторами и их современниками.