11. Духовный мир личности
Чем духовный человек отличается от бездуховного? Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»? Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Человек, взрослея, всё чаще задумывается о жизненном пути. Многие стремятся осознать своё место в общественных отношениях и намечают направления саморазвития, самовоспитания. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства — духовный мир человека.
Человек как духовное существо
Что же такое духовный мир человека? Начнём со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает его знания, веру, чувства, стремления.
В научном понимании духовная жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное начало характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
Духовность, согласно современным философским взглядам, — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определённых ценностей, таких, как истина, добро, красота, создаёт ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовный мир также весьма разнообразен: у разных людей разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.