Как успешно подготовиться к ЕГЭ
Уважаемые старшеклассники! После окончания школы многие из вас выберут предмет «Обществознание» для Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Но для того чтобы успешно сдать этот экзамен, нужно серьёзно и системно изучать предмет, овладевать необходимыми знаниями и умениями. И именно учебник станет вашим главным помощником. Нужно научиться выполнять различные варианты заданий, включаемых в экзаменационный вариант. В этом вам поможет тетрадь-тренажёр, входящая в УМК. При выполнении заданий вам необходимо будет неоднократно обращаться к учебнику. Запомните, что именно содержание учебника положено в основу экзаменационных заданий.
Покажем это на примерах отдельных, наиболее сложных заданий ЕГЭ.
В задании В5 второй части экзаменационной работы приводится пять взаимосвязанных суждений. Их нужно распределить по трём группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения — теоретические утверждения. Сразу оговоримся, что в реальности суждения часто носят комплексный характер, включая, допустим, оценочную составляющую и фактическую констатацию. Но при составлении заданий для экзамена используются так называемые чистые формы, которые чётко выражают либо оценку, либо факт, либо теоретическое положение.
Практически любой фрагмент учебника можно использовать для овладения умением различать эти три вида суждений. Возьмём для примера текст «фонарика» «Общество и природа» в § 1. Поставим первую задачу — выявить суждения-факты. Здесь их несколько: осушение в давние времена болот вокруг Флоренции, разбивка садов и виноградников на склонах Кавказских гор и т. п. Теперь постараемся обнаружить суждения-оценки, выражающие отношение к рассматриваемому предмету. Их тоже в данном тексте немало. Наиболее красноречивым примером может служить приведённое высказывание известного тургеневского героя: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Оценочные суждения, в отличие от суждений — констатаций фактов, можно оспорить, подвергнуть сомнению. Это в полной мере относится к приведённому выше высказыванию Базарова. Что же касается теоретических положений, то к ним в первую очередь отнесём данные в тексте определения понятий «общество», «культура», вывод о неразрывной связи природы и общества. Внимание к учебному материалу под углом зрения различения отдельных разновидностей суждений поможет вам и при написании эссе (задание С9) в части подбора аргументов фактического характера и раскрытия темы на теоретическом уровне.