§ 19. Источники права
Может ли ваш школьный учебник стать источником права? Может ли естественное право стать источником позитивного права? Почему нормативные акты имеют разную силу? Почему конституция находится на вершине иерархии нормативных актов? Может ли ваш класс выступить с законодательной инициативой?
В правоведении понятие «источник права» — одно из «вечных»: оно существует сотни лет, его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки: источник воды, нефти, света, жизни, мысли, слухов, а также источник всех бед или исторический источник. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, что даёт начало чему-либо, откуда исходит что-либо. Право также имеет своё начало. Давайте узнаем, где находится его источник.
Что такое источник права
Право берёт своё начало в жизни человека и общества, его источником, говоря научно, служат объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства.
Естественно, что право, когда оно становится юридической реальностью и начинает функционировать, должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения права, а точнее, его официального закрепления принято называть формой права. Форма даёт нам возможность получить знания о содержании права.
В современном правоведении понятия «источник права» и «форма права» чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться.
Итак, источники права — это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.
Разумеется, когда мы говорим о внешней форме права, следует помнить, что существует и внутреннее его строение, согласно которому право распределяется по отраслям, институтам, нормам, о чём вы уже знаете.
Основные источники (формы) права
За долгую историю права было выработано множество различных форм его закрепления. Неудивительно, что правоведы указывают разные виды источников. Традиционно же в группу основных включают правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт. Следует также от метить, что крупнейшие современные правоведы (академик В. С. Нерсесянц, профессор С. С. Алексеев и др.) к числу основных источников относят естественное право.