§ 27. Процессуальные отрасли права

1.4K 1 0
                                    

§ 27. Процессуальные отрасли права

Вправе ли школьник обратиться в суд? Какие права есть у человека, задержанного полицией? Может ли обратиться в суд юридическое лицо?

Вы уже познакомились с некоторыми отраслями права. Они определяют права и обязанности участников различных правоотношений — гражданских, административных, уголовных. Юристы называют эти отрасли материальным правом, в отличие от процессуального.

Процессуальное право определяет правила реализации и защиты материальных прав. Так, право собственности на квартиру — материальное право. Судебная защита этого права (при попытке выселения, захвата и т. п.) регулируется процессуальным правом. Законы о преступлениях и наказаниях, т. е. уголовные законы, — материальное право. А порядок привлечения к уголовной ответственности, рассмотрения и разрешения уголовных дел регулирует право процессуальное. Поскольку рассмотрение и разрешение дел представляет собой упорядоченную последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

Таким образом, материальные нормы определяют, какие именно права и обязанности у нас есть, а процессуальные — каким образом мы сможем защитить наши права, если кто-то не исполняет своих по отношению к нам обязанностей.

На основе процессуального права суды осуществляют правосудие, т. е. рассмотрение гражданских, уголовных, административных дел и принятие по ним решения. Требования, предъявляемые к судьям, определяются специальными законами о статусе судей.

Центральной и сложнейшей задачей суда является установление истины. Именно на это главным образом направлены многочисленные процессуальные правила, детально регламентирующие каждый этап, каждое действие в судебном процессе. Нарушение процессуальных норм ведёт к судебным ошибкам. А это может обернуться трагедией, когда осуждается невиновный. Поэтому процессуальные правила имеют столь большое значение для общества, для защиты прав граждан. Некоторые из важнейших процессуальных норм даже включены в Основной закон России — Конституцию РФ.

Деятельность судов по рассмотрению дел называется судопроизводством (производством по конкретному делу). Термины «гражданский процесс», «уголовный процесс», «арбитражный процесс» — это синонимы понятий «гражданское процессуальное право», «уголовно-процессуальное право» «арбитражно-процессуальное право». Термин «процесс» употребляется также для обозначения прохождения дела в суде, рассмотрения дела в судебном заседании и в некоторых других значениях.

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014)Место, где живут истории. Откройте их для себя