§ 24. Семейное право

740 3 0
                                    


§ 24. Семейное право

Равны ли права и обязанности мужа и жены? Вправе ли школьник самостоятельно распоряжаться карманными деньгами? Кто заботится о тех детях, которые остались без попечения родителей?

Вы уже знакомы с понятием отрасли права и с отдельными отраслями. В этом параграфе речь пойдёт ещё об одной отрасли — семейном праве.

Главным источником семейного права является Семейный кодекс Российской Федерации. Он гарантирует охрану семейных прав, запрещает чьё-либо произвольное вмешательство в дела семьи, прописывает правовые механизмы выполнения семейных обязанностей.

На основании Конституции и Семейного кодекса РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, которые имеют возможность самостоятельно решать вопросы, отнесённые к ведению субъектов Российской Федерации.

Правовая связь членов семьи

Разговор о семейном праве начнём с нескольких зарисовок. Родители каждое утро водят первоклассника в школу, а после школы — домой. Бабушка выезжает с внучкой летом на дачу. Сын покупает новую мебель матери-пенсионерке. Эти и подобные ситуации можно воспринять как нормальные семейные отношения воспитанных и гуманных людей. Но наша задача — увидеть в них особые правовые отношения — семейные.

В настоящее время обычным явлением стали фактически существующие, но формально не зарегистрированные семейные союзы. В правовом (юридическом) смысле такой союз нельзя назвать словом «семья», а живущих в таком союзе мужчину и женщину — супругами. Фактический брак не порождает правовых отношений. Разнообразные правовые отношения всех членов семьи порождает брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

С юридической точки зрения семья представляет собой объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака (супруги), кровного родства (родители и дети, братья и сёстры, другие близкие родственники), усыновления или иной формы устройства детей в семью.

Члены семьи — муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновлённые, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. — являются субъектами семейных правоотношений.

Обществознание 10 класс. Боголюбов(2014)Место, где живут истории. Откройте их для себя