12

8.2K 238 3
                                    

-Почему я, Рашид? А Ума? Твои родители?
-Уме я все вчера сказал. У меня к ней ничего нет и не было. Я сказал о тебе маме, она обрадовалась, говорит, что всегда мечтала о такой невестке, как ты: скромной, уважительной, милой. Понимаю, я не лучшая для тебя партия: намного старше тебя, у меня сын. Не пара я тебе, но может быть…
- Это я – не пара тебе, Рашид, - перебила я его, чувствуя, как нелегко ему даются слова. - Ты ведь ничего не знаешь о моей семье, тебе нужна девушка вашего круга, вашей национальности.
- Начиталась романов о неравных браках, филолог? - улыбнулся Рашид. - Родители у меня – люди очень простые. Отец в свое время, чтобы семья на ноги встала, много лет на Севере работал. Они с мамой всё своим трудом заработали, и потому деньги их уже не испортят. И национальность для них значения не имеет, в свое время они мне даже на русской жениться разрешили.
-Знаю, они очень хорошие, добрые – и дядя Гасан, и тетя Хадижат. Но я в любом случае не пара тебе. Я не все могу тебе о себе рассказать…
-У тебя кто-то есть или был?
-Нет, дело не в этом.
-Тогда поговорим об этом позже. Я только хотел, чтобы ты знала. Прими к сведению и решай.
На следующий день на работу пришла Ума. Она была мрачнее тучи, а я после вчерашнего разговора с Рашидом чувствовала себя предательницей.
-А что это ты даже не спрашиваешь, как мы поговорили? - сказала она, когда мы с ней сели пить чай.
Я не нашлась, что ответить, а Ума продолжила:
- Знаешь, что он мне позавчера ответил на мое признание? Сказал, что мы с ним можем быть только друзьями, и не больше. Цену себе набивает хозяйский сын, хотя ему за честь иметь меня в невестах. Не каждая молоденькая согласится на брак с вдовцом, да еще и с ребенком на руках. Но я не отступлюсь, не на ту нарвался. Завтра у меня выходной, позвоню ему, назначу встречу.
-Не надо, Ума, не звони, - сказала я, не зная, как ей объяснить все, что произошло вчера. Сейчас с моей стороны это была не ревность, а только нежелание ставить Уму в неловкое положение, но она истолковала это по-своему.
-Оставь, пожалуйста. У тебя свои правила, у меня свои, - сказала Ума, подумав, что дело только в моих принципах. - Под лежачий камень и вода не течет. А я не хочу до пенсии одна быть.
Я расстроилась, почувствовала себя виноватой. Подумала: уж лучше бы Ума мне ничего не рассказывала, не делилась... И опять стали одолевать мысли о том, что родителям Рашида больше подошла бы Ума. Она их национальности, их круга, у нее достойные родители. Да и Уму жалко, Рашид ей очень нравится. Она первая на него обратила внимание, первая сказала об этом. Имею ли я теперь право на него?! Я решила, что будет честнее и правильнее отказаться от Рашида и не создавать ему и себе проблем. Ведь его добрые родители даже и не подозревают о моей ситуации в семье, в родительском доме. Разве о таких родственниках для себя и сына они мечтали?
В этот же вечер я сказала Рашиду, что не люблю его и разговоры на эту тему прошу прекратить. Он молчал, но я не могла не заметить, как расстроили его мои слова. Я постаралась быстрее выйти из машины и уйти, боялась не справиться с собой и сказать совсем другие слова, те, что он от меня ждал.
На следующий день Рашид ни разу не зашел в магазин. Я вспомнила, что Ума собиралась назначить ему встречу. Наверное, поэтому его нет. Что ж, пусть все будет, как будет…
К вечеру неожиданно в магазин ворвалась Ума.
-Ах ты, тихоня, змея! - с порога набросилась на меня напарница. – Значит, это ты всему виной? И молчит, подлая, а я ей все, как на духу, рассказываю, советуюсь! За что ты так со мной, ангел наш? За все хорошее? За что, что когда-то на работу тебя, нищенку, устроила?
-Ума, послушай...
-И слушать не хочу! - гневно ответила она. - А вот ты меня послушай. Рашид никогда на тебе не женится, даже не надейся. И то, что ты с ним, возможно, уже спишь, хотя притворяешься святошей, роли не сыграет, родители ему этого не позволят. И как это я, дура, тебе поверила? Молчали, говоришь, всю дорогу, когда одни оставались? А что делали молча, позволь спросить? Рашид с тобой только время проводит, знай! А ты ему сети расставила, думаешь прибрать его к рукам своей кротостью? Это я раньше твоим сказкам верила, пока не узнала все о тебе у твоей землячки. Тебя же отец из дому выгнал, да, скромница? А за что, ангелочек, интересно было бы знать? Догадаться нетрудно!
-Ума, что ты такое говоришь?!
-То, что слышишь! Рашид сказал, что он уже сделал свой выбор, и это ты. Но я-то знаю, ты нужна ему как левая девчонка, поняла? Ребята всегда ищут для легких отношений, таких, как ты, - одиночек, без спины и защиты.
-Замолчи сейчас же...
-Не замолчу! Кстати, его мать второй день лежит с давлением. И все потому, что узнала о ваших отношениях. Правда, Рашид ее успокоил, сказал, что не собирался на тебе жениться, но бедная женщина все равно переживает. И это им твоя благодарность за кусок хлеба? Неужели трудно было понять с самого начала – его родители тебя не хотят!!! Хорошо, что он сказал им: с тобой у него несерьезно.
Тетя Хадижат действительно болела в эти дни, но я никак не связывала ее недомогание с отношением Рашида ко мне.
- Он не мог такое обо мне сказать! - еле сдерживая слезы отчаяния, сказала я. - У него нет никаких оснований. И отношений у нас с ним тоже никаких не было.
-Смог, милая. Еще как смог, зачем ему скрывать что-то от матери? Тут и так все ясно – мужик сто лет без женщины, ему развлечься надо. А ты размечталась, несчастная.
Трудно описать, что я пережила в тот вечер. Проплакала всю ночь, почему-то вспомнилось все самое больное и горькое из пережитого: смерть мамы, несправедливость мачехи, пощечина отца...
А наутро, ничего не объясняя, я не вышла на работу, заявление об уходе передала через торжествующую Уму
- Все правильно. Сама не ходи, - по-хозяйски советовала она мне. – Им неприятно будет теперь тебя видеть.
Конечно, я поверила не всем словам Умы, но робкая надежда на счастье, которая затеплилась в моем настрадавшемся сердце, умерла после разговора с ней.
Утром я не смогла подняться и пойти на занятия – не было сил. Весь день лежала дома, разбитая и раздавленная словами Умы.

"Мачеха" (Кавказская История)Место, где живут истории. Откройте их для себя