Глава 14. Егор

0 0 0
                                    

Проспавшись, я позвонил Паше. Тот был знатно удивлен и поначалу говорил отстраненно, стараясь прощупать тайный смысл моего звонка - это слышалось абсолютно отчетливо. Спустя несколько минут заметно расслабился, заговорил весело, как и раньше. Мы договорились о встрече в парке, недалеко от его школы, сразу после уроков.
Именно поэтому я стоял напротив трехэтажного здания, пряча глаза под солнечными очками. Между прочим, известного бренда. Выложил кучу денег ради медной оправы и двух стекляшек. Будь проклят период общения с теми чертовыми авангардистами, если бы не они, на моих счетах были бы куда большие суммы. Эти напыщенные индюки только и делали, что скупали все подряд, если оно превышало среднюю стоимость, а я поддался этому веянию. Последующие года приходилось занашивать вещи до дыр, а в закрытой спальне их еще целая куча - и все не тронуты. Финансы на новые есть, но душит жаба и обида из-за таких глупых трат. Повелся на мишуру, как недалекий подросток.
Наверное, стоять около забора было плохой идеей. Проходящие мимо старшеклассницы мило хихикали, перешептываясь, а я делал вид, что не замечаю их взглядов. Как же легко впечатлить детей: выкрась волосы, набей пару тату и оденься, как парнишки в интернете. К своему стыду признаюсь - все это во мне присутствовало.
Когда на крыльце показалась фигура младшего Вязова, я уже был готов оказаться от встречи или перенести ее на потом, настолько он не торопился. Мой семнадцатилетний братишка, нынче выпускник очень хорошей частной школы, выглядел как более свежая копия меня же: высокий, стройный, красив и уверен в себе. Не человек, а греческий Аполлон в лучшие годы. Вышагивал Паша поначалу неторопливо, но когда заметил меня, прибавил скорости. Огромная темно-зеленая куртка, черная форма с белой окантовкой на манер японских, черная рубашка, высокие кожаные ботинки и цепь на брюках - самовыражаемся мы тоже схожим образом. В его годы я вытворял вещи и похуже, он хотя бы не покрасил волосы в красный, а потом, поссорившись с родителями, не сбрил их все к чертям. Да уж. Те выходные у бабули были отменными, я запомнил их на всю жизнь.
- Ну, привет, - напустил на лицо добродушную улыбку, стараясь не выпустить типичные для себя насмешливые нотки.
- Здорова, Гор.
Видимо, не вышло. Я закатил глаза, затем снял очки и закатил повторно, щурясь от солнца.
- Тебе так сложно произнести еще одну букву? Е-гор. Засранец.
Паша засмеялся, надвигаясь с объятиями. Я позволил ему обхватить меня, и пару раз хлопнул по спине. А парень-то вырос, такую спину попробуй пробей.
- Ты с каждым месяцем все больше похож на гнилое яблоко, - подметил братишка, отстраняясь. - Мягкий и весь в пятнах. Все еще пьешь?
Я снова нацепил аксессуар, состроив показную обиду.
- Доживешь до моих лет, и посмотрим, на какой фрукт будешь похож. Имей уважение к старости.
- Да ладно, тебе ведь всего двадцать семь.
- Уже, Паша. Уже двадцать семь. После двадцати счет идет на минуты.
- Спасибо за дополнительную фобию, - парень распахнул веки, а я прыснул со смеху, вновь стукнув его по спине, на этот раз жесткой ладонью. Он поджал губы, но промолчал, даже на ногах удержался.
- Ты забываешь, что мне уже не десять, и долбануть меня безнаказанно не получится.
- И что ты сделаешь? Нос не дорос над старшими издеваться.
Паша угрожающе натянул на плечо вторую лямку рюкзака и принял более удобную стойку, будто хотел сыграть раунд в баскетбол.
- Эй, отстань, - протянул я, готовясь пятиться. Паша двинулся на меня, пришлось экстренно выворачиваться и искать ближайший путь к парку уже в движении.
- Для старика ты слишком быстро бегаешь! - кричал брат, спешно сокращая расстояние между нами. - Но недолго, - отметил он, заметив, как я замираю у ближайшего забора, сгибаясь и задыхаясь.
- Надо бросать пить.
- Желательно бы, да. Папа явно не похвалит.
Вознамерившись оценить мое состояние, младший наклонился, обхватив лямки рюкзака. Затем придержал под локоть, от чего поначалу хотелось возмутиться, но на его лице отразилась настолько искренняя обеспокоенность, что все желание тут же улетучилось.
- Вот, кстати, рассказывай, как там родители.
Мы побрели по прямой дорожке парка, выложенной маленькими камушками. По обеим сторонам стояли пустые скамейки, но сидеть в такую погоду не хотелось - ходьба давала немного тепла. Под деревьями кучковались дворники, сгребая частую сухую листву и сетуя на ветерок, снова разбрасывающий ее по газону. Вдалеке с питомцами развлекались собачники: кидали игрушки, и те мелькали на блеклом фоне яркими цветовыми пятнами. Собака - это же такая тяжелая ноша. Тут с людьми иногда бывает сложно, а они, в отличие от животных, могут доходчиво объяснить, чего им хочется. Пожалуй, это одна из причин, по которым я до сих пор никого не завел. Плюс, белая мебель, ненависть к вони, шерсти, шуму, эгоизм и желание проводить больше времени в одиночестве. Интересно, а Руслан тоже своего монстра так выгуливает? Кстати говоря, вон там пес, подозрительно похожий на его Рокки. Хотя, о чем это я, все овчарки на одну морду. Нет, точно не его, рядом какая-то девушка ходит.
- Ты ее знаешь? - поинтересовался Паша, проследив за моим взглядом.
- А? Нет, просто собака знакомой показалась. У моего друга такая же.
- Погоди, ЧТО? - искренне удивился братишка. - Твой кто? Друг? С каких это пор у тебя есть друзья, еще и с животными?
- С недавних. Долгая история, потом как-нибудь расскажу. Ты на вопрос не ответил.
Кто меня за язык тянул? Надо было назвать Пришибленного знакомым, мы ведь не друзья.
- Да нормально у родителей все. Маму только уволили, но она не расстроилась особо, уже какое-то время уйти хотела. Сам понимаешь, работа подвижная, а ей без пяти минут пятьдесят.
- Это да. Удивительно, что до такого возраста дотянула, папа ведь ей уже лет десять на мозги капал, чтобы уволилась.
- Да ну, он в последнее время оставил это, видимо, своих забот хватает. Взялся за здоровье конкретно, проверяется, недавно подбирали ему очки.
- Реально? Зрение село?
- Да пора бы уже. Будет теперь до последнего себя апгрейдить, его же точно с работы уйти не заставишь.
- Да ты что, проще уж маму заставить снова в медицинском отучиться и к нему в больницу устроиться.
- Не, он не разрешит. Кстати, я тут думал, куда идти поступать.
- О-о-о-о, - понимающе протянул я. Мы оба поняли, что это значит. - Что сказал?
- Кроме меда у него вариантов нет, - Паша помрачнел и откопал в кармане шоколадный батончик. Предложил мне, я отказался, тогда он принялся активно его поглощать. В том же кармане я заметил еще какую-то еду. Младший всегда чем-то себя занимал, когда нервничал, так что это не удивительно. Раньше, правда, все останавливалось на жвачке. Когда батончик закончился, парнишка достал маленькую бинни - на голове она едва касалась ушей. Волосы были короткими, за исключением самого верха, потому светлые прядки прижались ко лбу, образуя челку. Черная шапка удачно подчеркнула несколько проколов в правом ухе.
- Мне отец тоже говорил, что дорога только одна, не переживай. В итоге рисую, людей не оперирую.
- Ага. И теперь мне отдуваться за двоих придется.
- Не придется. Скажи, что не нравится тебе мед, будь мужиком. Нравится баскетбол? Ему это объясни. Говоришь: я хочу рубить бабло где-нибудь в NBA, мне не сдалось отдать полжизни учебе, а вторую - клятве Гиппократа, чтобы потом завести семью и видеть ее только по праздникам. В лучшем случае.
Паша угрюмо уставился на носки своих ботинок.
- Он мне после такой речи в тык даст.
Я едва не захохотал, представив такую ситуацию, но вовремя свел противный протяжный звук к полной тишине. Паренек тяжело вздохнул.
- Паш, реально, забей. Скажи ему правду. Если из дома выгонит - переберешься ко мне, подождем, пока перебесится.
- Реально? Ты разрешаешь? - восторг сменился резкой грустью. - Блин. У вас и так постоянные проблемы, после этого вообще окончательно перессоритесь. Не надо, я как-нибудь иначе попробую. Но спасибо. За предложение.
- Если сейчас не скажешь, потом точно не сможешь. Тянуть некуда, экзамены, потом уже поступление. У тебя этот год остался в запасе, но он быстро пролетит, - надавил я. Конечно, стыд немного мучил меня, ведь, пойди я на поводу у отца и стань хирургом, как он, мелкому не пришлось бы выбирать между своей и чужой мечтой. Отец с него живьем не слезет, и мы оба это понимали. Нужно найти запасной вариант. - На крайний случай ты можешь попробовать поступить в мед или даже поступить и завалить первый год. Поверь, наш старик лучше отправит тебя играть в баскетбол, чем позволит калечить людей.
- Либо он возьмется за меня лично, и жизнь превратится в Ад, - пессимистично предположил Паша. - Блин, Гор, ты же его получше моего знаешь, сам намучился. У меня выбора другого нет.
- Есть. Сделай как я.
- А, ты про тот день, когда отец чуть с инфарктом не слег? Прости, но я так не могу.
- Зато действенно.
- Ты окно разбил. Стулом.
- И что? У него куча денег, может хоть все окна в доме на пятьсот раз поменять. Так он хотя бы меня услышал.
- Ну не знаю, - брат принялся крутить кистями и разминать их по другой устоявшейся привычке. - Как-то это слишком. Может, правда пойти уже в мед, а баскетбол оставить как хобби? Меня бы такое устроило, наверное.
- Хочешь, я с ним поговорю?
Простое предложение было тут же испуганно отклонено.
- Нет, ты чего, не надо! Лучше просто позвони ему и скажи, что живой, а то они с мамой места себе не находят.
- Маме позвоню, - кивнул я. - А ему не стану. Захотел бы - сам набрал.
- Гор.
- Не стану, я сказал.
- Он правда беспокоится. Дай ему шанс хотя бы, ну чего ты. Все равно скоро придется домой приехать, у мамы День Рождения.
- Точно, - я хлопнул себя по лбу, чудом не задев очки. - Спасибо, что напомнил. Опять чуть не забыл.
Мы зависли на перекрестке, рассматривая окружение. Куда идти - без разницы, казалось, варианты полностью одинаковые.
- Каждый год одно и то же. Ты в смартфоне своем записывай хоть. Понимаю, что ты дед, но сейчас по ним не только звонить можно и картинки на церковные праздники отправлять.
- Я никогда так не делал.
- Это не за горами.
- Иди ты.
Мы завернули по дорожке, оказавшись в таком же импровизированном коридоре и деревьями и скамейками. Паша начал рассказывать о последней игре и о том, как его хвалил тренер. Отец идти отказался, ссылаясь на работу, как, собственно, и всегда. Мои школьные выставки он тоже не посещал, все фото оттуда только с мамой. Подтверждая, брат показал снимок, сделанный после игры. Он, счастливый, сверкает от пота под лампами спортивного зала, одетый в форму своей команды, черно-красную, с белыми элементами. Обнимает за плечи маму, которая ниже него головы на полторы. Все такая же: короткие светлые волосы, большие круглые очки, голубой шарфик на шее, улыбается во все зубы от гордости. Свою эмоциональность она никому из нас не передала, и я, и Паша пошли сухостью в папу. От него же мне досталась привычка брюзжать и смотреть на всех свысока. Честность на грани с хамством - тоже. Паша же кое-что позаимствовал у родительницы - гибкость и мягкость характера.
- Почему меня не позвал? - почти обиженно спросил я, представляя, что тоже мог бы оказаться на этом снимке.
- Подумал, не захочешь. Ты же последний год... Не в настроении был. Мы созванивались раз шесть от силы и раз виделись, тебе явно не до игры было. Я только в интернете за тобой следил, маме рассказывал, как у тебя дела, якобы, мы общаемся, чтобы не переживала.
- Спасибо, - я мягко улыбнулся, потрепав братишку по шапке. Тот только и успел придержать ее.
- Эй, ну что ты делаешь?
- Возвращаю забытые традиции, - хотелось сделать что-то приятное для него. Один из первых вариантов показался вполне подходящим.
- Короче, ладно, ты меня уговорил, я сегодня позвоню папе. Надеюсь, он меня не проклянет.
- И маме не забудь.
- Обязательно.
Не успел я обрадоваться, что разговор складывается просто прекрасный, без тем, которые смогли бы подпортить настроение, Паша спросил:
- Ты вообще как?
Осторожно, вкладывая в эти три слова всю свою обеспокоенность. Злиться, чувствуя это, было чем- то невозможным, потому я принялся отвечать с небольшой задержкой.
- Не очень. Слабо соображаю пока, ничего не хочется.
- Хотя бы на улицу выходишь, уже хорошо. И друг появился, и выглядишь, если честно, куда лучше, чем в прошлую нашу встречу. Ты же на ногах еле стоял в тот раз, обросший весь, еще и пах, будто пару месяцев в мусорном баке прожил.
- Да, да, я помню, - даже это не пробудило во мне привычный позыв отстоять себя или выстроить границу. - Прости, Паш.
- Ничего, все понимаю, все в этот год немного с ума сходили, - он пожал крепкими плечами, глядя на дорожку, уходящую далеко вперед. - Все нормально. Я рад, что ты в порядке.
Через полчаса Паша сослался на усталость, кучу домашней работы и подготовку к экзаменам. Мы тепло попрощались, я посадил его в машину, а позже уехал сам, раздумывая по дороге, как теперь набраться храбрости для разговора с отцом. Попросил таксиста остановиться у продуктового магазина, чтобы немного прогуляться. Долго стоял на месте, глядя на экран с нужным номером, пока не сделал шаг в сторону дома. Это помогло, наконец, начать звонок. Протяжные гудки противно пищали один за одним. Я уже хотел отменить вызов, думая, что никто не ответит, но неожиданно услышал голос.
- Егор?
- Привет, пап.
- Есть у твоего звонка какая-то определенная причина? - деловой тон заставил меня бессознательно сжать кулаки.
- Паша попросил, иначе я бы и не позвонил. Сказал, вы переживаете.
- Мама переживает, лучше позвони ей.
- Пожалуй, ты прав. Пока, - уже дернул рукой, отводя динамик от уха, но разговор продолжился.
- Подожди, - так же сухо, такие же официальные ноты. - О чем вы говорили с Павлом?
- Я советовал, как еще можно вынести тебе мозги.
- Слава Богу, он поумнее тебя и пользоваться такими советами не станет. Что еще?
Братишка явно не хотел моего вмешательства в их с отцом разбирательства, только вот я сам понимал - просто так пройти мимо этой темы не смогу. От несправедливости и тупого, непрошибаемого упрямства сводило мышцы на лице, хотелось вдолбить примитивные понятия в голову уже глубоко взрослого человека. Нельзя заставить кого-то идти по выстроенному тобой пути, если он того не хочет. Банально, даже смешно. Нельзя управлять кем-то.
- Он не пойдет в медицинский, оставь его уже. Я не собираюсь с тобой ругаться, но давай будем реалистами, Паше не сдалась твоя больница. Ему нравится гребаный баскетбол, ты вообще видел его руки?
- Согласен, из тебя получился бы куда лучший хирург, - родитель решил пустить пыль в глаза прежде, чем выдать привычный жесткий вердикт. - И руки у тебя подходящие, и способности были, но ты отказался. Доволен своей жизнью?
Всегда бил в цель. По жизни очень меткий старик попал и в этот раз, не даром у него столько регалий и профессиональных наград.
- Мы говорим не обо мне, - пришлось ретироваться.
- Не о тебе, но ты обрекаешь на несчастье своего брата. Медицина и я дадим ему гарантии.
- Ты распланировал всю его жизнь, это неправильно. Да и сам сказал, что он умнее меня. Не надо заставлять, иначе и его лишишься. Твое упрямство до добра не доведет.
- Как и твое, - справедливо отметил голос в динамике. Взяв паузу на передышку, заговорил вкрадчивее, без иронии и заискивания. - Егор, послушай меня. Я - ваш отец. Твой отец, доволен ты этим фактом или нет. И пока у меня есть возможность, я буду решать за вас, потому что знаю лучше. Понятно?
- Понятно. Ты нисколько не изменился.
- Как и ты, повторюсь. Хватит распыляться попусту, лучше позвони матери и скажи, что здоров. Не забудь, что у нее скоро День Рождения.
- Не забуду.
- Павел напомнил? Можешь не отвечать, и так знаю. До встречи.
- До встречи.
Вот и поговорили. Вышло лучше, чем я рассчитывал, но осадок все равно остался. Маме решил позвонить немного попозже - слишком высокая концентрация сложных разговоров за сутки, моя психика не выдерживала. С родительницей надо быть максимально спокойным, в беседе однозначно будут вопросы про Еву и мое психическое состояние. К гадалке не ходи, это и так ясно, она слишком ее любила.
Уже дома, бросив ключи на комод и скинув с плеч плащ, принял привычное решение выпить. Немного, для храбрости и хорошего настроения. Тем более, в холодильнике оставалось какое-то вино. За барным островком, в тусклом свете и с алкоголем в руке я дал разряженному ноутбуку доступ к электричеству. Недавно Гена сказал, что не успевает проверить почту, а прочитать пару десятков нудных писем - именно то, что поможет отвлечься.
Ноутбук подзарядился, и я принялся разбирать завалы. Было несколько странных посланий от поклонников, еще несколько заказов, а основную массу составляли приглашения на разного рода мероприятия. Бегло пролистав их, я выделил все и хотел, было, удалить, но вдруг заметил одно знакомое слово - шаманство. Сняв отметку, открыл письмо.
- «Егору Вадимовичу Вязову (Egorvyazov@*****.***)
Здравствуйте. Мы проводим выставку, посвященную культуре шаманства. Среди экспонатов будут представлены атрибуты колдовских обрядов и элементы одежды. Отдельного внимания заслуживают реконструкции с живыми актерами, демонстрирующие процесс общения с духами и сотворения магии. Мы знаем, что это не имеет прямого отношения к вашему роду деятельности, тем не менее, присутствие такого талантливого человека стало бы прекрасным украшением выставки.
Мероприятие запланировано на 15.07.20**. Проход для вас и вашей компании бесплатный. Если вас заинтересовало это предложение, пожалуйста, свяжитесь с нами по номеру +7********** С уважением, искусствоведческое сообщество «Магия древности».
(Themagicofantiquity@*****.***)».
Гена, чтоб тебя черти драли! Этому письму уже два месяца.
Я схватил телефон и набрал указанный номер, не раздумывая. Ответила приятная молодая девушка, мы долго говорили, я объяснял, что не увидел письма и хотел бы посетить эту выставку. Естественно, они уже успели забыть об этом, потому не сразу сообразили, о чем идет речь. По итогу мы совместными усилиями придумали, как можно вновь провести мероприятие. Это стоило мне не так уж и много: кое-какое финансирование, реклама до и пост после, чтобы привлечь внимание конкретно к их искусствоведческому сообществу. Проводить решили через два дня, я настоял на самых сжатых сроках. Пришлось пожертвовать реконструкциями. Не знаю, насколько реально организовать выставку за такой срок, но искусствоведы убедили, что все выполнимо. В тот же день я сообщил обо всем Руслану, мы решили пойти вдвоем.
С мамой разговор так и не состоялся, еще сутки не получалось набраться храбрости. Вместо этого я рисовал, забил холодильник продуктами, потому что смотреть на голые полки и мучиться от гастрита уже надоело. Хотел разобраться с вещами Евы, сваленными в коробки, но так и не смог.
Собственная нерешительность выводила на агрессию, хоть иди и бей кучу пустых бутылок об голову в попытке вернуть ясность ума. Вряд ли помогло бы, но боль отрезвляет. Помню, папа рассказывал, как проще ее пережить. Есть три варианта: кричать, материться или создать другой очаг боли, чтобы мозг переключился. Даже если второй будет слабее первого, это поможет. Я часто пользовался этим советом в случаях физических, но, удивительно, в эмоциональных и психологических тоже помогает. Физическая боль главенствует в момент ее появления, потому, будучи израненным в клочья морально, я пил и умирал от похмелья. Думал, как бы поскорее от него избавиться, а потом, когда оно проходило, вновь прикладывался к бутылке. С этими камнями появилось хоть какое-то разнообразие. Надежда.
Маме я написал пару сообщений, в одном из них клятвенно пообещал приехать на праздник и посвятить весь день ей одной в качестве извинения за долгое отсутствие. Она оказалась как всегда добра и не выразила ни капли возмущения, только воспользовалась моим раскаянием - намекнула, что ждет особенный подарок. Знать бы еще, что это значит.
Наступил день выставки. Руслан прибыл на место раньше, потому остановился на чистой площади перед зданием музея, вымощенной серой плиткой. Я разглядел его издалека - ради такого мероприятия парень постарался. Похоже, брюки он надевает только на похороны и сборища, носящие чопорные названия сродни «выставкам». Уже радует.
- Привет, - он принялся махать мне издалека, обращая на нашу пару нежелательное внимание странной группки людей, притаившихся неподалеку. Я метнул в их сторону быстрый изучающий взгляд и на ходу подцепил таксиста под локоть.
- Пошли быстрее.
- Ну, ладно, идем. Мы торопимся?
- Теперь - да. Давно те люди там стоят?
- Какие? - Руслан обернулся. - А, вижу. Давно. Вроде. Я не смотрел.
- Замечательно.
Группка состояла из мужчины и трех женщин. Доверия они не внушали, тем более, одну из них я очень хорошо знал, потому желанием поболтать не горел. Уже у входа мы встретились взглядами, когда я пропихивал парня внутрь. Девушка улыбнулась и приветственно махнула рукой. Она что, надеялась на ответ? Мне хотелось только побыстрее скрыться от ее липкого внимания.
- Какой у нас план?
- Прочесать все экспонаты вдоль и поперек, изучить каждую ниточку и найти что-то стоящее, - я залез в карман, продолжая идти. Руслан плелся где-то сзади, разглядывая пустой холл музея. Когда входная дверь снова открылась, ноги сами собой зачастили. - Но сначала найдем искусствоведов, надо перевести им деньги.
- Зачем? - наконец, приятель поравнялся со мной.
- Мелочи организации, не бери в голову. Давай сюда, - я указал на ближайший проход ладонью, в которой сжимал ключи от квартиры. Нервы взыграли. Мы быстро завернули туда. - Здесь где-то должен быть нужный кабинет.
- Егор Вадимович! - мужчина лет тридцати с небольшим показался в следующей арке. - Я ведь не ошибся?
Длинные сальные волосы, собранные в низкий крысиный хвостик, обросшая челюсть и мятый заношенный костюм выдавали в нем человека крайне нечистоплотного. Такие, как правило, крайне увлечены своей работой за неимением личной жизни. Одно хорошо - из них получаются стоящие специалисты.
- Да, здравствуйте. Это Руслан, я говорил, что мы будем вдвоем.
- Помню-помню, - незнакомец окинул моего друга заинтересованным взглядом. - Тогда давайте разберемся с нашими вопросами, и можете проходить в зал. Все уже готово, нам даже удалось организовать одну реконструкцию, - самодовольно похвастался он, сжав руки на уровне груди.
- Превосходно, - бегло кивнул я, заходя в нужное приложение. - Просто восхитительно... Сколько я должен?
Озвученная сумма не задела меня, но вот изумленное лицо Руслана нависло справа, грозя в один момент достать бровями до потолка.
- Благодарим за содействие и интерес к нашей работе, - мужчина продолжал широко улыбаться.
- Что вы, мне самому очень приятно. Спасибо, что пошли на встречу, - ответил я любезностью на любезность, хотя мысленно уже находился в соседнем зале. - У вас есть свободные работники? Было бы неплохо пообщаться с гидом.
- К сожалению, свободных людей нет. Но если появятся вопросы - можете задать их любому из команды. Заметить нас легко по вот этому красному платочку, - искусствовед картинно потянул за свободные концы прозрачной ткани, повязанной на своей шее.
- Хорошо. Тогда мы пойдем. Позади я услышал приглушенный голос Руслана.
- У вас здесь есть люди, специализирующиеся на культуре шаманства?
- Есть девушка, которая писала большую работу по этой теме, она тоже в зале. Найдете ее около эвенкийского бубна.
- Спасибо. Я заглянул в арку, дожидаясь, пока Руслан подойдет.
- Куда он сказал идти?
- Не знаю, я понял только слово «бубен», - признался тот.
- Хорошее начало.
Людей было немного, по большей степени школьники с учителями и пожилые пары, фотографирующиеся у каждого экспоната. Разглядывая доступные вещи, мы решили, что основательно пройдемся по ним, а затем уже найдем упомянутую девушку, зададим ей пару вопросов и покажем камни. Разделяться не стали, смысла в этом не было - ни я, ни он не обладали хоть какими-то знаниями в этой области.
Первое, что мы искали, конечно же - камни на цепочках, но ничего, связанного с ними, у колдунов не было. За исключением мешочков для сбора камней на защиту дома, но это по всем фронтам не то. Мы видели головные уборы, кучу бубнов, колотушек, амулетов, тотемов и прочего. Конечно, было познавательно, но утомительно. Руслан получал явно больше удовольствия от созерцания и даже задавал вопросы людям в красных галстуках. Пионеры прямо.
- А это что? - он указал на одну из фигурок за стеклом.
- Это - амулет из кости медведя. Шаманы верили, что нося такие амулеты, они усиливают в себе качества, характерные для определенного животного.
- А есть у них еще какие-то свойства? Виды?
- Конечно, их целое множество. Самые основные - защита, не важно, человека или жилища. Особенно распространены были амулеты для детей. Так же они могут помочь найти выход из сложной ситуации.
- Странно, что они для защиты кости и зубы использовали, а не ножи и стрелы, - скептично подметил я, вклиниваясь в беседу. Видимо, помешал слаженному тандему: Руслан оживленно интересовался, а организатор выставки не менее оживленно делился информацией, радуясь, что хоть кто-то в ней нуждается.
- Здесь нужно понимать главное - шаманство основано на взаимодействии с духами, и почти все в этом мире имеет свою душу. Потому и защищались они по большей степени именно от злых духов.
- Получается, амулеты тоже одушевлены? - спросил Руслан. Я глянул на него, нащупав какую-то еле видимую ниточку смысла в этом вопросе.
- Конечно. Шаман не работает с иными предметами, даже бубен создается по четкому ритуалу. Если в нем нет души - он не будет выполнять свои функции.
- И что делают в таком случае?
- Проводят ритуал заново.
- Спасибо... А можно еще вопрос? Скажите, у шаманов не было амулетов из камней? Из редких минералов? Может, даже драгоценных.
Мужчина задумался, забавно дернув усами.
- Нет, не припомню. Да и вряд ли их заинтересовали бы подобные материалы, в них ведь и души никакой нет, помните?
- Точно, - закивал парень. - Хорошего дня.
- И вам, молодые люди.
Отойдя на несколько шагов, мы неторопливо заговорили. Мне их беседа показалась мало информативной, по крайней мере, не вызвал никаких четких идей, потому отвечал я без энтузиазма.
- Что думаешь? - начал Руслан.
- Ну, очевидно, это не шаманы. Не интересовало их число каратов, а лишь наличие пресловутой души.
- Смотрю, не нравится тебе такой подход.
- Кому сдалась душа в наше время? Если только загнать подороже.
Мы направились на поиски девушки. Поначалу долго спорили, как назывался нужный бубен, коверкая слово до невозможного, а затем наткнулись на него, написанное огромными буквами. Рядом действительно стояла девушка. Странно, что мужчина, подсказавший, как на нее выйти, ориентирами назвал красный платок на шее и «эвенкийский бубен», а не длинные фиолетовые волосы и проколотый нос.
- Здравствуйте, - несмело поздоровался таксист. Когда незнакомка оторвала глаза от брошюры, которую сжимала в руках, я поспешил обозначиться следом.
- Здравствуйте. Можно задать пару вопросов? Нам сказали, что вы сможете помочь.
- Смотря каких, - заинтересованно протянула она. Кажется, работать в таком месте не очень занимательно, раз при виде двух странных мужчин ей даже не пришло на ум отказаться от разговора.
- Что сможете об этом сказать? - я вытянул из кармана цепочку. Мутный камень оказался между мной и искусствоведом.
- Можно поближе посмотреть?
Пока девушка вытаскивала из нагрудного кармана очки и цепляла их на нос, я повернулся к Руслану, спрашивая его мнения. Он отрицательно качнул головой, округлив глаза. Да, идея не очень. В последний момент я увел камень в сторону, а работница музея зависла с протянутой рукой. К моему удивлению, она не оскорбилась, а состроила недовольное лицо, после чего схватила подвеску и потянула на себя, внимательно рассматривая. Руслан побелел, а я сам опешил, безмолвно наблюдая за процессом. Не вырывать же?
- Может, перчатки наденете? - робко предложил таксист.
Незнакомка нахмурилась и подняла на него внимательные карие глаза.
- А вы брезгливые что ли?
- Да нет...
Ее поведение не только меня заставило вспомнить давно забытые эмоции. В какой-то степени я даже проникся к ней уважением, но морально приготовился в любой момент утаскивать к ближайшей подворотне. Если машинка начинает работать, ее уже не вырвешь.
- На счет камня и металла ничего сказать не могу. Вас что конкретно интересует?
- Человек, которому он принадлежал, сказал, это шаманская атрибутика, - объяснил Руслан. Девушка протяжно прыснула.
- Ага, ну конечно. Сразу же понятно, что нет. Если бы он из зуба и кожи был сделан... А так - глупости вам наговорили. Надеюсь, хотя бы денег за это отдали не много?
Я спешно спрятал протянутый камень на прежнее место. Комментарий о цене проигнорировал, не желая вдаваться в детали.
- То есть, даже в теории никакой связи нет? - отчаяние и надежда, проскользнувшие в голосе Руслана заставили искусствоведа сжалиться. Она вздохнула и зацепила душку очков за нагрудный карман жилета.
- Камни они намного реже использовали, таких вообще не видела. То есть, огранка, сами понимаете. Если только их огранили уже после работы шамана, но это запрещено, духи покарают, все такое. Много легенд ходит, что за надругательство над такими вещами люди жизнью расплачивались. Да и вряд ли какой-то шаман отдал бы чужаку защитный артефакт, а это был чужак в любом случае.
- Их могли выкрасть. Выкупить, - предположил я.
- Не думаю, - девушка бегло изучила доступные ей экспонаты, будто надеялась разглядеть там нечто полезное. - Поищите не у шаманов, а у цыган. Они во все времена любили всякие камушки и золота побольше.
- Ладно, спасибо, - вздохнул Руслан.
- Не за что. Приходите еще.
- Обязательно, - буркнул я, уже развернувшись к выходу.
Никакого прогресса. А вот мой друг с таким мнением согласен не был. На улице он закурил, достав пачку из салона автомобиля, и решил выложить свои мысли. Я прислонился к седану спиной, держа визуальное внимание на массивной двери музея.
- Попахивает мистикой и чем-то не очень хорошим.
В ответ из моих легких вырвался протестующий кашель - дым окружил нас и из-за безветренной погоды уходил неохотно. Пара спешных взмахов ладонью помогли немного очистить воздух.
- Правда? А я думал, мы тут по радуге на пони катаемся.
- Серьезно. То есть, если эти камни правда связаны с шаманами, то кто-то либо выкрал их, либо договорился с колдуном и, вероятно, тот провел ритуал не верно, ведь при правильно проведенном ритуале амулет дает способности, а не забирает что-то у носителя. А эти вампиреныши силы высасывают, я готов поклясться.
Я хмыкнул, щедро продемонстрировав свое приятное удивление.
- Интересные выводы. Что еще?
Руслан затянулся снова, сощурившись от дневного света.
- Тот мужчина сказал, что есть амулеты, помогающие решать проблемы. Что, если дело не во времени, а в нас? Они просто дали то, что именно нам было нужно.
- Тогда понятно, почему Диана не говорила о перемещениях. Но она ведь спрашивала что-то у отца?
- Да, про их личные семейные проблемы. Это другое.
- Не сказал бы. Может, дело именно в связи.
Мы погрузились каждый в свои размышления. Много или мало, значимые или нет, но новые факты все же были, потому не связывать их с перемещениями не выходило. Теперь вся сверхъестественная чушь автоматически сплеталась в один канат, даже если ничего этому не способствовало. Человеческий мозг на самом деле удивителен: он ищет связь там, где ее нет. Но что еще удивительнее - находит всегда. Использует для этого полученный опыт, выстроенный за жизнь паттерн мышления, собственные предпочтения и остальную психологическо-биологическую бурду. Потому существуют такие деструктивные вещи, вроде теорий заговоров, ревности, паранойи или низкой самооценки. Тема интересная, если задуматься, но упорное изучение чревато логичными последствиями - мыслями о том, что наш мир является симуляцией, к примеру. Нами управляют пришельцы, бла-бла-бла.
Парень докурил, пока я отстраненно пялился по сторонам, а затем протянул руку, прощаясь.
- Что? Предложения подвезти не будет? Я вообще-то по этой причине тут стою.
Он опустил ладонь, оглядел меня со снисходительным превосходством. Без слов говорил: «А я уже не раз предлагал», и будто пытался пристыдить за такие грубые отказы.
- А что, такси у нас уже не ходит?
Подшутить решил. Не на того нарвался.
- Это ты мне скажи.
- Ха, - выдал Руслан, ничуть не обидевшись, словно ждал чего-то подобного.
- Ха, - повторил я.
- Ладно, садись.

ФлэшбэкМесто, где живут истории. Откройте их для себя