***
Очерк
Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Два отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и люди.
То есть.
Очерк бессюжетен. Это может быть портрет героя, путевая записка, размышления и так далее.
✽ Если вы напишете свои впечатления от поездки в деревню к бабушке — это будет очерк.
✽ Если вы напишете «характеристику» условного героя Саши — это будет очерк.
***Рассказ
Рассказ — произведение прозы маленького объема, лаконично описывающее определенное событие или эпизод из жизни героев.
В силу небольшого объема рассказ в большинстве случаев описывает одну сюжетную линию, в которой задействовано небольшое количество действующих лиц. В большинстве случаев рассказы при публикации объединяются в сборники.То есть.
У нас есть один, максимум два главных героя, например, Саша и Маша. У нас есть один конфликт, соответственно, только одна сюжетная линия, например, они оба хотят одно и то же яблоко. Весь рассказ будет сосредоточен на этих двух героях и на конфликте между ними. То есть, вы будете писать, как они будут спорить за это яблоко и во что это выльется.
Тем, кто любит рассказы, советую прикупить пару томиков Чехова, признанного мастера малой прозы. А с ним вместе и Бунина, у которого выверено каждое слово, Мопассана, О'Генри, Амброза Бирса. Я всех их читала, поэтому советую с чистой совестью.
***Повесть
Повесть — художественное произведение, по объему текста меньшее, чем роман, но большее, чем рассказ.
При сравнительно небольшом объеме повесть может охватывать большой временной отрезок, а может в режиме хроники воспроизводить естественное течение жизни.
В XIX веке повестью называли рассказ о каком-то происшествии, эпизоде из жизни героев. Достаточно вспомнить «Повести Белкина» Александра Пушкина, которые по объему текста ближе к рассказам, чем к повести.Кроме того, в повести больше героев, чем в рассказе, может появиться ещё сюжетная линия.
То есть.
У нас есть два главных героя — Саша и Маша. Но также у нас есть и второстепенные герои — например их соседка — Глаша. У неё тоже есть своя сюжетная линия, пересекающаяся с линией Саша-Маша.
Например, Саша и Маша хотели одно и то же яблоко, договорились его разрезать на 2 части, но выясняют, что нож забрала их соседка Глаша, потому что ей нужно накрошить «Оливье». Теперь главные герои Саша и Маша должны забрать нож и разрезать несчастное яблоко, чтобы разрешить конфликт.
Итого мы имеем: главную сюжетную линию Саша-Маша, второстепенную сюжетную линию Глаши и общий конфликт.
***Роман
Роман — художественное произведение большого объема, в котором развернуто повествуется о событиях в жизни главных действующих лиц и их судьбах.
Роман не имеет жесткой композиционной структуры, тематических или жанровых ограничений. Он может описывать как отдельный важный период в жизни главного героя, так и весь его жизненный путь. Существует несколько разновидностей романов, включая исторический роман, роман-эпопею, психологический роман и роман нравов.Что отличает роман: как правило, это несколько сюжетных линий, много героев, в том числе, и главных героев — их может быть и десять, и двадцать. Все они будут друг с другом связаны, линии будут пересекаться и так далее.
Всё действие, все сюжетные линии — всё завязано на одном/нескольких главных героях. Все события, другие персонажи нацелены на то, чтобы раскрыть образ и характер главного героя/-ев.
К нашим Саше, Маше и Глаше добавится ещё Паша, дедушка Савватий и Клава. Саша и Маша будут сражаться за яблоко, Маша и Глаша — за нож, Паша и Саша — за сердце прекрасной Клавы, а дедушка Клавы, Савватий, будет против Паши и Саши, потому что они не достойны Клавы, а для Саши-Маши и Маши-Глаши он будет выступать общим примирителем. Ну например. Итого у нас шесть главных героев, пять сюжетных линий.
Отдельно стоит сказать о такой разновидности, как роман-эпопея.
Роман-эпопея — роман, сюжет которого охватывает масштабные исторические события.
Задача романа-эпопеи не только показать трансформацию героя в определенных обстоятельствах, но и дать масштабную картину определенного исторического события, целой эпохи или переломного момента в судьбе нации. Повествование в романе-эпопее, как правило, охватывает большое количество персонажей, главных и второстепенных.«Кто не знает Любочку — Любу знают все!» Конечно, я сейчас про «Войну и мир». Нравится вам это или нет, но это идеальный пример романа-эпопеи. «ВиМ» описывает русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805 — 1812 годах. Эпилог романа доводит повествование до 1820 года.
Кроме «ВиМ» — это
✽ «Тихий Дон», М. А. Шолохова;
✽ «Отверженные», Виктор Гюго;
✽ «Братья Карамазовы», Ф.М. Достоевский;
✽ «Илиада» и «Одиссея», Гомер,
✽ «Сага о Форсайтах», Джон Голсуорси и ещё куча замечательных произведений.
P.S.: «Властелин Колец», Дж. Р. Р. Толкин — тоже роман-эпопея.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Для писателей
AléatoireНа помощь всем писателям, режисерам, художникам) Хотите написать ШИКАРНЫЙ сценарий или фанфик(книгу), здесь собраны самые лучшие подсказки как это сделать качественно и интересно...