Наутро нам снова нужно было в дорогу. На этот раз в урочище Песчаное, где притаился уединённый маленький посёлок, который и посёлком-то толком не назовёшь, так, горстка домов, отрезанных от цивилизации. Он располагался от Хужира километрах в двадцати, и, конечно, маршрутки туда не ходили. Но нам повезло, Кирилл напросился в уазик с туристами, уезжавший от нашей гостиницы; ребята направлялись на мыс Хобой, в Песчаном останавливались проездом, посмотреть на остатки исправительно-трудового лагеря, что располагался там с тридцатых годов.
ИТЛ в Песчаном был почти легендой, даже среди местных стариков вряд ли легко нашёлся тот, кто мог бы в подробностях рассказать о происходившем
Не сохранилось никаких фотографий, лишь отрывочные воспоминания старожилов и родственников тех, кто оттуда вернулся и тех, кто хоть что-то рассказывал о годах, проведённых в бараке на берегу Байкала.По пути Кирилл поведал, что трудлаг в Песчаном предназначался для заключённых, осуждённых за нетяжкие преступления, в основном за кражу социалистического имущества. Взять тех же жителей Хужира: за двух омулей их отсылали в Песчаное на два года, за кражу одного омуля – на один. В среднем, заключённые не проводили в лагере больше четырёх лет, но бывали те, кто торчал там и по восемь. Однако жизнь их не была лёгкой. Сам лагерь располагался прямо на берегу неслучайно – заключенные занимались ловлей рыбы и её заготовкой сначала для нужд поднимающейся с колен молодой советской республики, а затем для обеспечения фронта. Работать приходилось в любую погоду, в жару и холод, и под штормовыми ветрами, особенно свирепыми на Байкале осенью. В пятидесятых годах лагерь закрыли, но кто-то из бывших его охранников остался жить на берегу Байкала. Так и возник этот маленький затерянный в глуши посёлок, дотянувший кое-как до наших дней. За много лет бараки и хозпостройки истлели и разрушились, а люди всё продолжают жить. Занимаются в основном ловлей и заготовкой омуля, да возятся с туристами: торгуют сувенирами и водят небольшие экскурсии по окрестностям.
Будаев как раз успел закончить свой рассказ к тому времени, как буханка со скрипом затормозила, спустившись по песчаному склону в низину. Холмы были затянуты дымкой. От самого берега тянулись остатки полуразрушенного причала, у которого стояли когда-то рыболовецкие лодки. Гладь озера словно сливалось с небом, и вдалеке можно было разглядеть чёрные пятна выныривающих из тумана бакланов.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Тёмные воды
RomanceЛадно, то, что он бестолковый шаман - мы знали сразу. Но то, что он позволит злому духу себя в Нижний мир утащить - это ещё постараться нужно, чтобы так влипнуть. Впрочем, мы ещё подумаем, прежде чем его вытаскивать. Он ведь нам от ворот поворот дал...