– Ну давай, бурятский мальчик, – со смешком подбодрила я, – расскажи, как тут у вас всё устроено.
Кирилл мягко взял меня за руку и обошёл юрту по кругу, останавливаясь у деревянной двери, на которой в далёком свете уличного фонаря виднелся причудливый волнистый узор. Дерево впитало в себя тепло прошедшего дня и уютно грело ладонь.
– Юрту всегда стараются ставить, обращая дверью на юг, – пояснил Будаев. – Благодаря этому, находясь внутри, легче определять время.
– Это как?
Заклинатель хитренько улыбнулся и потянул ручку на себя. Дверь со скрипом поддалась, приглашая заглянуть внутрь. Пахнуло войлоком, запахом шкур и пепла, уютной, защищённой от остального мира темнотой.
– Как видишь, окон здесь нет. Свет проходит либо через дверь, либо через верхнее отверстие. Сейчас оно закрыто пологом. А в дневное время солнечный луч, попадая внутрь, скользит по стене, сообщая хозяйке который час.
– А чего это только хозяйке? – я выразительно вздёрнула брови. – Что с хозяином сталось?
– У хозяина в стаде много работы. Он в юрте почти что и не бывает, так только, на ночь приходит поспать. Так что юрта считалась традиционно женским делом. Женщины сами её даже собирали и разбирали при перекочёвке. Представляешь, такую махину упаковать можно буквально за час: хоп, на верблюда закинул и всё, – мечтательно вздохнул Кирилл, как будто только о том всю жизнь и думал. – Ну или сейчас во внедорожник свой.
– Сейчас? – у меня аж голос сел от удивления.
– Ну да, монголы до сих пор кочуют. Ну, просачивайся, продолжим экскурсию, – он нырнул внутрь, в плотный спокойный сумрак, и протянул руку, приглашая следовать за собой. – Юрта, как и любое кочевое жилище, делится на две половины: мужскую, это слева от входа, и женскую, она справа. В мужской половине хранится всякий скотоводческий инвентарь, для охоты приспособления, ну и вся подобная история. На женской – посуда, рукоделие, и штуки по хозяйству, – голос заклинателя стал будто бы приглушённым. Он уже не вёл экскурсию, а словно рассказывал мне на ухо свои сокровенные тайны, и мурашки скользили по коже от каждого сказанного слова. – Отдельно мы выделяем северную сторону, прямо напротив входа, она считается самой почётной: там принимают гостей и устанавливают алтарь, – на сундуке, если очень старательно присмотреться, действительно можно было разглядеть буддийские статуэтки и выстроенные в ряд чашечки для подношений. – Северная сторона, конечно, священная, но всё-таки сердце юрты – это её очаг, – Будаев указал на сложенные кругом камни в контуре которых виднелся пепел от угасшего костра. – Место обитания хозяйки огня Гали-эжин, дарующей дому защиту и благополучие.
ВЫ ЧИТАЕТЕ
Тёмные воды
Roman d'amourЛадно, то, что он бестолковый шаман - мы знали сразу. Но то, что он позволит злому духу себя в Нижний мир утащить - это ещё постараться нужно, чтобы так влипнуть. Впрочем, мы ещё подумаем, прежде чем его вытаскивать. Он ведь нам от ворот поворот дал...